Просмотров 10

И как будто вырвавшись из оцепенения, со второй половины строфы, мелодия взлетает вверх на малую нону экспрессивным возгласом, обращённым к своре надменных сатанистов. Автор задаёт вопрос, сам на него отвечая: «Ну и что вы кому доказали? Города и людей растерзали». Песня А. Дидали – музыкально-поэтическое обличение украинской хунты. В тоне спокойного повествования раскрываются страшные истины продажности власти на Украине, отдавшей свою страну на заклание США и Евросоюзу. В 2-х последних куплетах, модулируя на м. 2 вверх в тональность esmoll, автор называет её потерявшейся дочерью России, которая возвращается домой, вселяя надежду на её возрождение:

И в обнимку слезинки прольются

И нескоро ещё улыбнутся.

Мама дочку водичкой напоит,

Вшей повыведет, раны отмоет.

Репризное послесловие завершает гитарная постлюдия с контурами d и t64, замирающего на звуке es2. Что это если не пророчество, сделанное талантливым бардом? Сразу же после освобождения Мариуполя 20 мая 2022 года не только отмыли раны, нанесённые новоявленными фашистами, но и начали восстановление жилых кварталов города, строительство новых школ, детских садов. Появился новый корпус Мариупольского государственного университета имени А. И. Куинджи и отреставрирован старый. В городе у моря идут концерты, спектакли Мариупольского республиканского академического ордена «Знак Почёта» русского драматического театра. Мариуполь живёт и здравствует в составе Российской Федерации.

Авторская песня во все времена была представлена талантливыми личностями. Можно утверждать, что творчество Я. Дронова, выступающего под псевдонимом Shaman с 2022 года, достойно продолжает гражданскую позицию Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Розенбаума. В его пении слышится вызов цинизму и двойным стандартам, пафос обличения и гордость национального самосознания. Певец, окончивший Российскую музыкальную академию имени Гнесиных, сам пишет песни, «пробивающие» любую аудиторию вне зависимости от возраста и слухового опыта. Одна из самых популярных «Встанем!». Её премьера состоялась в концерте, посвящённом Дню защитника Отечества 23 февраля 2022 года. 4 ноября 2022 года в День народного единства она прозвучала вместе с автором в исполнении всех признанных артистов эстрады. В ней слились воедино понятия чести, совести, любви к Родине, чувства благодарности тем, кто сохранил мирное небо и отношение к сегодняшним героям, спасающих нас от фашистской чумы. Они рядом с нами и продолжают галерею защитников Отечества разных вех истории.

Три куплета песни несут слушателю понятия, существующие вечно и не подлежащие пересмотру, веяниям времени: правду, Божьи заповеди, память о погибших за Родину. В пульсирующем метре 128 на тонике dmolla звучит непреложный лаконичный приказ «встанем». Его ритм из двух восьмых повторяется с периодичностью через один такт, сменяясь взволнованной мелодекламацией восьмых с преобладанием в мелодии поступенного движения и трепещущими на одной высоте звуками. Автор после каждого секундового вздоха в тт. 1, 3, 5, 7 и 8 делает паузы. Они позволяют осмыслить произнесённые вслух мысли о том, «что правда за нами», потому «что с нами рядом Господь», потому что мы всегда с теми «кого в этом огне потеряли – кто шёл воевать за свободу, а не за медали». В этих паузах слышатся удары кремлёвских курантов, отсчитывающие шаг часовых и секунды в минуте молчания у Могилы Неизвестному солдату на Красной площади. Поступенная вязь, прерываемая восходящими септимами, раздвигает диапазон мелодии с отклонением в параллельный Fdur, обнажая ладовую переменность, которая наряду с отсутствием квадратных структур указывает на родство с русским фольклором.

В припеве сохраняется ритмический рисунок запева при чёткой симметрии 4-тактовых фраз вместо 3-тактовых (тт. 19–22, 23–26). Однако вторая восьмая дополняется половинной длительностью на призыве «Встанем1» в восходящей малой секунде при переходе V-й ступени в VI-ю. Кажется, будто переполненная экспрессией голоса певца, она вобрала всю боль за напрасно погубленные жизни. Именно с этой интонации С. Прокофьев начинает хор «Вставайте, люди русские» в кантате «Александр Невский», звучавший в годы ВОВ наряду с героическими советскими песнями. Малая секунда в обратном движении ассоциируется со скорбью, что наглядно подтверждается в симфонической музыке П. Чайковского. Она бифункциональна и певец-композитор Я. Дронов, применяя её восходящий вариант на ff, добивается потрясающего эффекта. Это не любование возможностями своего голоса в верхнем регистре, присущее Витасу, это мощный зов, обращённый к совести человечества, равнодушно взирающего на ужасы военных бедствий. Свою лепту в подобное толкование вносит зигзаг мелодии на м. 7 вниз и на б. 9 вверх в последующем такте с завершением фразы мягкими терциями (тт. 19–21). Вот почему уже в начале песни люди встают, пробирает до «мозга костей». Именно поэтому песню, кроме её создателя, никто не поёт. Есть исполнители, после которых не следует повторять их «хиты». Нужно помнить завет Микеланджело Буанаротти о том, что тот, кто идёт за кем-то, никогда его не перегонит.

15 Мар 2024 в 09:08. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв