Просмотров 10

УДК 784.71

 Е. Я. Михалева

Безумству храбрых поём мы песню!

М. Горький

 

Каждая эпоха находит своё выражение в музыке, конкретизируясь и растворяясь в творчестве народных певцов, начиная от аэдов и рапсодов Древней Греции и заканчивая бардами последующих столетий вплоть до представителей авторской песни в современной России. Как наиболее демократичный жанр она мгновенно откликается на глобальные катаклизмы в истории человечества, прежде всего войны, связанные с гибелью людей. Не исключение и наше время, когда Донбасс, не желая покоряться нацистской Украине, героически отстаивая свои духовные ценности, стал частью России. Проблема искусства и мироздания всегда находится в поле зрения музыкознания, приобретая сегодня особую значимость. Рождающиеся авторские песни становятся выразителями помыслов народа и пока ещё не исследованы как новый пласт музыкального творчества в контексте патриотического воспитания. Это определяет цель данной статьи с задачей обобщения особенностей нового песенного материала, его типологии.

Обстрелы аэропорта и железнодорожного вокзала в Донецке 26 мая 2014 года вызвали к жизни первый музыкальный отклик, песню «Вставай, Донбасс!» Д. Ноздрина, участника московской группы «Куба». Она стала народным гимном и звучала на избирательных участках города 11 мая 2014 года во время голосования дончан за создание самопровозглашённой Донецкой Народной Республики. Такой же резонанс у слушателей получила песня «Донбасс за нами» дончанина М. Хохлова на стихи В. Скобцова, написанная в 2020 году, когда под убаюкивание Минскими соглашениями бомбили мирные города ДНР и ЛНР. Она также получила статус народного гимна Донбасса, была принята многомиллионной аудиторией и отмечена специальным призом Международного фестиваля-конкурса национальной патриотической песни «Красная гвоздика», а затем получила Гран-при на Московском открытом конкурсе-фестивале «Огни Кремлёвской Москвы» в номинации «Военно-патриотическая песня». В творческом портфеле М. Хохлова много замечательных сочинений на стихи разных поэтов. «У Вечного огня», «Моё Отечество – Донбасс», «Нам приходится быть на войне» звучат в концертах на передовой в различных исполнительских решениях.

Песня «Не возвращайте на Донбасс войну» на стихи И. Быковской появилась после начала СВО. Она с первого аккорда погружает слушателя в атмосферу трагедии, формируя ритм траурного шествия. Словно высекаемые резцом скульптора, чеканят свой шаг тонические трезвучия d molla с терцовым звуком в мелодии. Они сопровождают печальный диалог имитирующих друг друга виолончели и гобоя, завершающего своё грустное пение нисходящим движением по ступеням минорной доминанты. Так готовится вступление солиста. Сразу обращает на себя внимание симбиоз разных жанров: остинатная повторность аккордов оркестровой фактуры напоминает траурный марш; проникновенная, устремлённая к завоеванию верхнего регистра мелодия, основанная на повторности звуков, близка к молитвенной медитации; отсутствие квадратности структур, способ изложения, подкреплённый семантикой текста, говорит о стиле баллады с постепенным развёртыванием темы повествования и использованием ярких метафор:

Укутайте Донбасс мой в тишину,

Укройте мирным небом словно пледом,

Пусть отдохнёт он вопреки всем бедам,

Пусть станет детский плач ему неведом,

Не возвращайте на Донбасс войну,

Не возвращайте на Донбасс войну!

Начиная со второй каждая строка проникновенного молитвенного текста устремлена с помощью активного квартового скачка к новой вершине, создающих напряжение и образующих вместе контур ув. 4 верхней линии скрытого 2-голосия bcd. Создаётся иллюзия восхождения в небесную высь для обращения к Богу за заступничеством (тт. 10–16). Его сменяет активный спад в объёме ноны к тонике, вызывающий ощущение безысходности. Это горькая, страшная правда нашего времени, когда мир абсолютно безразличен к гибели детей Донбасса, превратившихся в белых ангелов «и не проклявших нас и палачей». Разве можно просто пройти мимо аллеи ангелов в Донецке, куда дети и взрослые несут игрушки?! На сегодняшний день более 230 погибших детей, тех, кому они уже не понадобятся.

15 Мар 2024 в 09:08. В рубриках: Теория и история культуры, искусства. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв