Просмотров 311
И. Н. Цой
Феномен средневекового города многогранен и сложен по своей смысловой наполненности, подтверждением чему являются проведенные научные исследования в разных областях научного знания. Философы и историки, социологи и политологи находят для себя целый ряд научных проблем, которые можно обозначить, обратившись к истории становления и развития средневекового города, особенностям его самобытной культуры.
Античные философы (Платон и Аристотель) первыми дают теоретическое обоснование города как места интеграции людей. В эпоху Возрождения мечта об идеальном городе как форме совершенного общества воплощена в работах Т. Кампанеллы и Т. Мора.
Среди историков-медиавистов в первую очередь следует назвать Умберто Эко, чье видение средневековой городской культуры столь блистательно и выразительно. В 2002 г. увидела свет книга британского историка Нормана Дэвиса ««Микрокосмос. История центральноевропейского города», представляющая собой еще один научный взгляд на историю европейского города. В центре исследования – польский город Вроцлав.
Нельзя оставить без внимания литературный опыт писателей, предпринявших попытку реконструировать жизнь средневекового города, воссоздать образы горожан, проживающих здесь. Во многих случаях на страницах романов средневековый город приобретает собственную образность и становится неким персонажем, участвующим в драматических событиях. Таким академическим литературным примером может послужить, конечно же, роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» и столь модный роман Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы», где Париж – это не только место событий, но и участник трагедии.
Наиболее полное представление о средневековом городе и горожанах дают нам полотна художников той эпохи, благодаря которым можно с точностью узнать о внешнем облике города, о внутренних интерьерах домов, традициях и обычаях, предметах быта.
К сожалению, в настоящее время, путешествуя по европейским городам, насчитывающим столетнюю историю, мы находим лишь отдельные фрагменты средневековой городской культуры, поскольку все они были подвергнуты многочисленным перестройкам и перепланировкам. Сегодняшний средневековый вариант Праги и Кракова, Кельна и Пизы, который предлагают туристам, – это лишь бутафория, имеющая очень мало общего с реальным обликом старинных городов. Трагично свидетельствовать, что ни один из них не сохранил свой первозданный облик.
14 Окт 2016 в 20:08. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.