Просмотров 265

Е. Н. Гребеник

Вопрос развития любительского театра, совершенствования педагогических методов, связанных с подготовкой актера-любителя, не нов, но сегодня необыкновенно актуален в силу целого ряда обстоятельств, которые влияют на положение современной сцены в последние годы. Сегодня в поиске нового содержания театр все чаще обращается к мифу, к «доаристотелевской» эпохе, чтобы в начале мира найти альтернативные формы игры. Отсюда — новая организация сценического времени, отказ от линейности, от классических конфликтов. Действие на сцене обретает характер сакрального, превращается в ритуал, что рождает новые формы взаимоотношения со зрителем. Дело в том, что именно последнее десятилетие коренным образом не только изменило экономические условия существования театрального дела, его идеологическую направленность, но и существенно размыло границу между любительским и профессиональным театром. Ту границу, которая в советские годы означала, что любители играют бесплатно, а профессионалы – за зарплату.

Бесспорным представляется то, что современное состояние профессиональной сцены во многом обусловливается состоянием театра любительского, так как именно последний является не только «кузницей кадров», но и, во многом, «кузницей идей», дающих направление развитию профессионального искусства. Кроме того, именно любительская сцена готовит не только квалифицированных исполнителей, но и квалифицированных и заинтересованных зрителей. Способность современного зрителя не только воспринимать сюжет пьесы, но и разбираться в тонкостях действия, построении «характера», других элементах спектакля закладывается в любительском искусстве. Уместно вспомнить слова Н. В. Петрова, адресованные любителям и начинающим артистам: «Нельзя изолированно брать понятие мастерства актера, да еще самый сложнейший участок его – «сценический образ», и пытаться устанавливать пути создания этого образа. Играть на сцене – значит: прежде всего, уметь организовывать внимание зрителя, быть способным ввести зрителя во все совершающиеся на сцене события, конкретизировать все причины, рождающие действия, и в нужные, установленные драматургом и спектаклем моменты раскрывать всю глубину чувств, мыслей и страстей изображаемых образов и таким образом делать их доступными для понимания зрителя» [5, с. 25]. Эстетические концепции, исповедуемые многими профессиональными коллективами, стиль и принципы драматической игры обязаны своим появлением на свет именно любительским студиям и кружкам. Можно говорить и об обратной связи – глубоком влиянии театра профессионального на любительский: большинство руководителей самодеятельных театров, студий, кружков – дипломированные актеры, режиссеры, театроведы, служившие или продолжающие служить на профессиональной сцене. Многие из них пытаются найти и опробовать новые педагогические подходы в работе с исполнителями, но речь идет не только о совершенствовании профессии в самом высоком понимании этого слова, а и о развитии традиционных ценностей театральной культуры.

01 Июн 2016 в 09:15. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв