Просмотров 124

УДК 101.8

М. Н. Фомина, О. А. Борисенко

Как заметил Гегель, человек мыслит и ищет в мышлении свою свободу и основания нравственности. А философская культура – это культура мыслящего человека. Майевтика могла родиться только в демократическом полисе, а не в Риме. Но здесь мы сталкиваемся с парадоксом, который заключается в том, что диалог мог быть там, где есть мыслящая личность.

Сегодня диалог является тем способом разрешения глобальных проблем, который не только показывает путь отказа от конфронтации, но и подтверждает целесообразность решения вопросов мирного сосуществования разных культур и цивилизаций, представляя собой такую систему ценностей [7, с. 25], которая, как отметил В. С. Степин, «…изменит ныне действующую стратегию развития» [13, с. 17]. Если обратиться к философии, то исследование диалога имеет давнюю историю: Сократ и Платон определили его статус для утверждения истины; собственно философский диалог, как принято считать, начинается с Л. Фейербаха, а его методология – с трудов М. Бубера. В работах по герменевтике Х.-Г. Гадамера, феноменологии Э. Гуссерля была представлена природа и структура диалога в целом. В последующем это нашло отражение в сочинениях философов, исследователей и ученых, в которых анализируется уже не только природа диалога, но и его практическое воплощение в сфере культуры, где анализ природы и сущности, проблемы диалога представлены в трудах М. М. Бахтина, В. С. Библера, Д. В. Джохадзе, И. И. Игнатенко, М. С. Кагана  [4; 6; 12; 15; 16; 17] и др.

Понятие диалога культур сегодня имеет широкий смысл, включающий в себя не только диалог культурных ценностей, вырабатываемых различными культурами, но и диалог как форму взаимодействия и взаимопонимания народов в глобализационном пространстве, где пересекаются границы политических, экономических и культурных интересов, что приводит к взаимопроникновению жизненных стандартов и ценностных ориентаций самых разных народов. Неслучайно американский антрополог Т. Эрикзен термин «глобализация» трактует как «транснациональный поток» [36, с. 41], а Р. Робертсон, вводя понятие «глобальная культура», обосновывает это тем, что именно культура способна играть роль глобального контекста [38, с. 23], в котором и можно осмыслить ценностный анализ происходящих в современном мире изменений. Диалог культур в условиях глобализации, выражая интересы национальных культур, решая проблему неконфликтного, толерантного сосуществования, из области теоретического осмысления переходит в практическую. Поэтому можно заключить, что новый механизм взаимодействия разных миров призван дать возможность диалогу стать реальностью.

18 Апр 2019 в 13:16. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв