Просмотров 274
О. Б. Левченкова
Слово, живое слово, неразрывно
связанное с диалогическим общением,
по природе своей хочет быть
услышанным и отвеченным.
М. Бахтин
ХХ век знаменателен тем, что человечество наконец-то в полной мере осознало значение общения и диалога в жизни общества. Нельзя сказать, что ранее проблемам коммуникации не уделялось достаточного внимания, однако понимание фундаментальной роли общения в общественной жизни, определение человека как существа общающегося принадлежат именно ХХ веку. Всего столетие прошло с тех пор, когда человек рассматривался как существо познающее и замкнутое в самом себе. Известный философ, историк и языковед Вильгельм фон Гумбольдт, не отрицая коммуникативной роли языка, определяющей, однако, считал когнитивную функцию. М. Бахтин писал об этом: «На первый план выдвигалась функция независимого от общения становления мысли» [2, с. 245].
Романтики ХIХ века большую роль отводили эмоционально-экспрессивному значению слова, то есть экспрессивной функции языка, выводя язык из творческой потребности человека в свободном самовыражении. Они замыкали искусство, художественное творчество в рамки индивидуального сознания, сознания гения. Роль другого при этом учитывалась, но лишь в качестве пассивного слушателя, как будто язык «нуждается только в говорящем <…> и в предмете его речи» [Там же]. Общение как побочная функция не касалось сущности языка. Соответственно, в философии господствовала монологическая модель мира, монологическая форма познания истины. Но рубеж XIX — XX веков, по определению В. Тюпы, это начало кризиса «эгоцентрической культуры» «уединенного сознания» [13], породившей романтизм и его шедевры. Приходит осознание, что понимание активно и «чревато ответом», что «слушающий становится говорящим» [2, с. 245], что вся человеческая культура — это непрерывный диалог, у которого нет границ.
Открытие многоголосия и диалога как способа собственно человеческого бытия, как особого способа взаимодействия между людьми, как логики творческого мышления, как диалога культур, — это серьезный переворот в сознании ХХ века. Еще Л. Н. Толстой в своем стремлении постичь природу искусства пришел к пониманию, что искусство в своей сущности — это не только источник наслаждения, а «одно из условий человеческой жизни», «одно из средств общения людей между собой» [10, с. 78]. Ученые ХХ века тоже осознают роль общения, но уже для процесса научного познания. А. А. Ухтомский, например, характеризуя «Диалоги» Платона, где «автор все время с кем-то спорит и, с помощью мысленного Собеседника, переворачивает и освещает с разных сторон свою тему…» [5, с. 3], полагает, что спор, диалог и был, по сути, началом науки. Но особая заслуга в открытии роли общения и диалога принадлежала, конечно, философии и эстетике.
16 Мар 2018 в 10:42. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.