Просмотров 226
Е. А. Лобовикова
Культура и цивилизация, политика, экономика в условиях современного информационного общества обнаруживают большое количество опасностей и рисков, связанных с потреблением информации и сознательным искажением ее содержания. Все это формирует необходимость переосмысливать перспективы развития культуры в условиях современных электронных коммуникаций, оценивать возможности нового типа информационной культуры.
Проблема кризиса, охватившего все сферы культуры, становится одной из ключевых проблем гуманитарного знания и поднимается в огромном количестве работ ученых, начиная с конца XIX века: Р. Генона (о кризисе современного мира в целом), О. Шпенглера (о кризисе европейской культуры), А. Швейцера (о кризисе мировоззрения), А. Тойнби (о кризисе западноевропейской христианской цивилизации).
Выделим авторов, чьи концепции культуры необходимы для понимания сути культуры. Это работы П. Сорокина, в которых в наиболее явном виде исследована аксиологическая концепция культуры; Э. Тайлора, в которых сформулирована антропологическая концепция культуры; М. Кагана, в которых разработан деятельностный подход к культуре; А. Моля, в которых представлен информационно-семиотический подход к культуре; И. Хейзинги, трактовавшего культуру как игру.
Вопросы, связанные с сутью и спецификой реальности культуры, рассматривали И. Гердер, К. Гирц, П. Гуревич, Ю. Лотман, В. Степин, Л. Уайт и др. При рассмотрении структуры культуры возникает потребность обратить внимание на работы М. Кагана, а при исследовании функций культуры – на работы В. Носова, А. Флиера.
Например, различные аспекты трансформации современного цивилизационного развития анализировались Т. Адорно, Н. Бердяевым, Ж. Бодрийяром, М. Хайдеггером, Э. Гусерлем, Н. Данилевским, Г. Маркузе, Х. Ортега-и-Гассетом, Ж.-П. Сартром, П. Сорокиным, Э. Тоффлером, Э. Фроммом, Ф. Фукуямой, М. Хоркхаймером, К. Ясперсом и мн. др.
Подчеркнем, что проблему развития современной цивилизации изучали А. Ахиезер, Л. Ионин, В. Степин, О. Штомпель и другие, связывая трансформационные процессы с ориентацией социума на рационально-технологический способ деятельности. Например, с точки зрения В. Степина, зарождение техногенной цивилизации определяется формированием самого феномена научной рациональности, и в частности научно-технического прогресса.
02 Окт 2017 в 13:31. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.