Просмотров 63

УДК 1:304

О. М. Мазаненко

Противопоставление субъективного и объективного является фундаментальной антитезой философии. Итак, с одной стороны – объективный мир физических вещей и событий, которые существуют вне зависимости от субъекта. С другой – субъективное как особый мир сознания, не подвергающийся сомнению самим субъектом, то, что характеризует субъект или производно от субъекта и его деятельности. Такой «схизис» мира внутри нас и вне нас породил ряд проблем в понимании триады человек – природа – социум.

В современной философии и психологии принята точка зрения о том, что субъективное, переживаемое нами как внутренний мир, не является изначально данным и не может рассматриваться как особый мир, наполненный переживаниями, представлениями, образами памяти и т. д., а является способом ориентации субъекта во внешнем мире. Точно так любые субъективные характеристики и действия не принадлежат к субъективному миру в классическом его понимании, а относятся к сфере интерсубъективного, которая выходит за рамки противоположности субъективного и объективного. Другими словами, субъективное и объективное являются двумя полюсами восприятия, размах внутри которых представляет особую квазиреальность, в терминологии феноменологической установки – жизненный мир.

Пространство смыслов внешнего мира, открытого сознанию, бесконечно больше, чем может «вместить» субъект, поэтому его переживания обретают все новые и новые значения. А значит, субъективный мир не противопоставляется миру объективному, а придает ему особое качество собственной идентичности, субъективного ощущения мира, в котором человек живет, страдает, радуется, негодует, удивляется и творит.

Конституирование феноменологического мира описывается в «Картезианских размышлениях» Э. Гуссерля, где первые три размышления повторяют описание этапов феноменологической редукции, представленных ранее в «Идеях к чистой феноменологии и феноменологической философии», а четвертое и пятое показывают феноменологический мир трансцендентального субъекта. Рассмотрим эти две части работы Э. Гуссерля.

В четвертом размышлении Э. Гуссерль разрабатывает конститутивную проблематику самого трансцендентального ego. Это учение о самом трансцендентальном субъекте. Он говорит, что трансцендентальное ego есть душа: «Ego само есть сущее для самого себя в непререкаемой очевидности, и, следовательно, как сущее» [1, с. 7]. Гуссерль упоминает об объектном и субъектном полюсах трансцендентального субъекта. Во внутреннем времени трансцендентального субъекта происходит его чисто субъектный синтез, его постепенное формирование именно как субъекта. Гуссерль называет такой синтез эгологическим генезисом, а время – универсальной формой эгологического генезиса. По сути, это есть метод эгологического анализа сознания. По мнению философа, во внутреннем времени трансцендентального субъекта происходит его личная жизнь, жизнь конкретного ego, субстрата конкретных особенностей и характеристик, обладающего собственной биографией [Там же, c. 29].

По примеру Г. Лейбница Гуссерль предлагает называть такое, взятое во всей его конкретности ego монадой. Он именует это единственное в своем роде ego изначальным и говорит, что феноменология есть не что иное, как наука об этом ego, эгология. При том условии, что феноменология разработана во всей ее систематической конкретности, Гуссерль считает возможным назвать ее трансцендентальным идеализмом. Как подчеркивает философ, трансцендентальный идеализм есть не что иное, как последовательно выполненное самоистолкование трансцендентального субъекта в форме систематической эгологической науки [Там же, c. 57].

В пятом размышлении Гуссерль дает описание чисто феноменологического способа преодоления трансцендентального солипсизма. Солипсизм (лат. solusipse – только сам) – это некий теоретический эгоизм как установка, сквозь призму которой весь мир видится произведением моего сознания. Мое сознание – единственное, что дано мне несомненно. Для преодоления теоретического солипсизма Гуссерль попытался представить трансцендентальное бытие как монадологическую интерсубъективность. Предлагаемый им путь выхода из солипсизма состоит из нескольких стадий: 1. Необходимо до конца провести трансцендентальную редукцию и оказаться в аподиктически данной области изначального трансцендентального ego, т. е. «чистого сознания». 2. Затем нужно обратиться к объектному полюсу мира, когда все интенциональные объекты предстают передо мной как аподиктически данные мне феномены. Речь идет о возвращении к восприятию мира, но уже в феноменологической установке, т. е. к миру феноменов, к миру смыслов.

29 Сен 2023 в 21:10. В рубриках: Эстетика. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв