Просмотров 302
Л. Б. Мизина
Бурное начало XXI столетия показало, что оно всего лишь продолжение XX, напряженное осмысление и глубокое переживание событий минувшего века. Оказавшись в XXI столетии, мир не избавился от старых проблем, которые только заострились до предела и приобрели более драматичные черты. «То, что происходит с миром во всех сферах, есть апокалипсис целой огромной космической эпохи, конец старого мира и преддверие нового мира» [1, с. 22]. Эти слова принадлежат началу XX века, но в полной мере характеризуют и нынешний: «Разрыв покровов культуры и глубокая в ней расщелина есть симптом некоего глубокого космического процесса. Мир меняет свои одежды и покровы» [Там же, с. 27].
Сравнение двух исторических эпох современными политиками, учеными, деятелями искусства отнюдь не является случайным, слишком много общего обнаруживается у этих двух эпох. Ожесточенная борьба охватила все сферы жизни современного общества: политические, религиозные, межнациональные, межсословные отношения и т. д. Современный человек оказался на пересечении исторических эпох, модерна и постмодерна, Востока и Запада, рабства и свободы, массовой и элитарной культуры, в плену разнонаправленных общественных тенденций: глобализма и антиглобализма, сциентизма и антисциентизма, рационализма и иррационализма, пессимизма и оптимизма, монокультурности и поликультурности и т. п. Эпоха постмодерна, с одной стороны, дает человеку свободу творческого самовыражения, с другой – искажает до невозможности воспроизведения своей человеческой целостности.
В этом контексте по-прежнему актуальны «вечные» вопросы: Что есть человек? Является ли он целью общественного развития? В чем смысл человеческой жизни? Что можно и нужно сделать для саморазвития, совершенствования человека? Характер решения этих вопросов был важнейшим показателем гуманистического содержания любого вида общественной деятельности.
Гуманизм, основой которого является представление о человеке как высшей ценности, во все времена противостоял процессам разрушения человеческих отношений в истории общества. Гуманизм как мировоззренческий принцип может иметь оптимистический или трагический характер, но всегда ориентирован на человека, и, конечно, очень тесно связан с антропоцентризмом, хотя это и нетождественные понятия.
15 Фев 2017 в 10:51. В рубриках: Кризис антропности. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.