Просмотров 163
Е. Н. Химченко
Современное общество, наполненное всевозможными разногласиями и спорами, выдвигает особые требования к новому поколению как к человеку культуры, которому необходимы широкий кругозор, успешная социализация, развитые коммуникативные способности, активная жизненная позиция, ориентация в мире духовных ценностей и в ситуациях, ответственность за принятые решения и поступки. Этот далеко не полный перечень качеств закладывается в процессе обучения и воспитания в учебных учреждениях, что требует рассмотрения вопроса взаимодействия системы образования и культуры как ключевых факторов становления личности.
Исходя из того, что образование и культура находятся в тесной взаимосвязи, следует детально рассмотреть понятие «культура» и ее вклад в процесс саморазвития. С точки зрения культурологического подхода для педагогической теории и практики данная дефиниция достаточно исследована учеными В. Библером, Е. Бондаревской, М. Каганом, Н. Крыловой, поэтому мы не считаем нужным подробно прослеживать историко-философский генезис понятия. Анализ теоретических обобщений позволяет выделить четыре основных подхода к определению понятия «культура», в рамках которых она рассматривается как: система знаний, способностей, «памяти мира»; сфера ценностей; формы поведения и образа жизни человека; специфическая знаковая система. Так, первая группа объединяет определение культуры как: комплекса, включающего знания, верования, искусство, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, приобретенные человеком как членом общества (Э. Тейлор); совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у человека или у группы людей, которые имеют некоторую стабильность, связанную с тем, что можно назвать «памятью мира» и общества – памятью, материализованной в библиотеках, музеях и языках (А. Моль); наследственная память коллектива, выражающаяся в определенной системе запретов и предписаний (Ю. Лотман) и др. Вторая группа объединяет определения, относящиеся к сфере ценностей: специфический способ мышления, чувства и поведения (Т. Элиот); реализация высших ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств (М. Хайдеггер); диалог культур (В. Библер); творческая деятельность человека – как прошлая (зафиксированная, «опредмеченная» в культурных ценностях), так и настоящая, основанная на освоении, распредмечивании этих ценностей (М. Злобин). Третья группа определений понятия «культура» связана с формами поведения, образом жизни человека: единство всех форм традиционного поведения (М. Мид); общий образ жизни народа, социальное наследство, которое индивид получает от своей группы (К. Клакхон); формы поведения, привычные для группы, общности людей, социума, имеющие материальные и нематериальные черты (К. Юнг); способ человеческой деятельности (Э. Маркарян); культура как деятельно-практическое единство человека с природой и обществом, определенный способ ее природно и социально детерминированного деятельного существования (В. Межуев); система хранения и передачи социального опыта (В. Конев); непосредственная форма существования человека как основа для определения, для сознательного преобразования себя (В. Розин). Четвертая группа определяет культуру как специфический язык, знаковую систему (Ю. Лотман). Понятно, что приведенные примеры не исчерпывают всего многообразия определений понятия «культура» в научном дискурсе, однако общие тенденции, акцентирование на информационном, аксиологическом, деятельностном и семиотическом подходах раскрывают.
16 Мар 2018 в 10:37. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.