Просмотров 84

УДК 78.01

Л. А. Воротынцева

В музыковедческих подходах к «новой простоте» можно выделить два основных направления, в основе которых лежит разное понимание сущности данного явления: одно из них рассматривает его как специальный музыкально-стилевой комплекс, базирующийся на основных постулатах художественной эстетики постмодерна; другое понимает его как философско-эстетическую концепцию музыкального творчества, которая была инициирована идеей возвращения музыкального искусства к идеалам и смыслам, утраченным в процессе интенсивных композиторских экспериментов. В связи с чем цель настоящего исследования – рассмотреть научные подходы к пониманию феномена «новой простоты» в музыкознании.

Своеобразием того музыкального контекста, в ракурсе которого сегодня можно говорить о «новой простоте» как стилевой тенденции, представляется отсутствие магистрального направления композиторской практики, что само по себе исключает ситуацию конфликта «старого» и «нового», просто нового и радикально нового, о чем пишет В. Мартынов, когда касается вопросов конфронтации композиторских поколений советского/постсоветского музыкального искусства [10]. Соответственно, стремление простоты музыкального выражения утрачивает свой первоначальный нонконформистский смысл, поскольку не имеет того, чему необходимо противостоять, ведь, как справедливо отмечает из известнейших и востребованных современных русских композиторов С. Невский, «андеграунд – это контекстуальное понятие, оно складывается из взаимодействия художника с существующим контекстом» [11]. Контекст же сегодня представляет собой «спрессованный конгломерат поколений» [10], существующий одновременно и по законам абсолютной свободы. Однако проблема простоты и доступности музыкального языка, остро актуальная для представителей разных поколений композиторов, является необычайно существенной, поскольку обращена к фундаментальным основаниям музыкального творчества и достаточно часто выступает критерием оценивания индивидуального мастерства композитора. Именно поэтому, по мнению В. Мартынова, «Булез подозревал в непрофессионализме Кейджа, Денисов – Сильвестрова, а Екимовский – Багатова» [Там же, с. 90]. Иначе говоря, сегодня принципиально неактуальной для композиторского сознания становится проблема «неактуальности» авторского стиля, которая была камнем преткновения европейской академической музыки 1970–80-х гг., что обусловливалось переходным статусом данного исторического периода.

29 Сен 2023 в 17:24. В рубриках: Эстетика. Автор: kris

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв