Просмотров 108

Именно в зоне культурной границы «происходят наиболее активные смыслопорождающие и структуропорождающие процессы» [7, с. 42]. Как указывает Ю. М. Лотман, идущие на границе процессы адаптации и ассимиляции создают культурные формы, которые постепенно захватывают ядро культуры, меняя тип поведения, но не меняя культурной идентичности [8, с. 15].

Ю. М. Лотман показывает, что во внутренней зоне культура создает автохтонный тип самоорганизации своего культурного пространства, а на границе – свой собственный тип его дезорганизации. Тип дезорганизации, внешний по отношению к данному культурному пространству, воплощается в образе Другого, созданном культурой. В процессе межкультурного взаимодействия иная культура отождествляется с образом Другого, который создан внутренними механизмами границы. Несовпадение образа Другого и новых данных, появившихся в процессе взаимодействия, обогащает культуру и порождает новые смыслы, которые могут войти и в культурное ядро как новые культурные формы.

В современной культурологии культурную форму определяют как «совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта (явления), отражающих его утилитарные и символические функции, на основании которых производится его идентификация и атрибуция» [11, с. 307].

Генезис культурной формы осуществляется в несколько этапов. Важнейшие из них следующие: возникновение новой потребности в обществе; осознание этой потребности; формулировка требований к необходимой новации; возникновение нескольких вариантов новации; конвенциональный выбор лучшего варианта. Далее происходит интеграция возникшей культурной формы в социальную практику, символическое освоение новации обществом в качестве своей; превращение культурной формы в норму или стандарт. Культурная форма на этом этапе своего функционирования существует в виде ее прямого или вариативного воспроизводства в артефактах, а также в результате технического тиражирования [11]. В этот период формируются стандарты смысловой интерпретации культурной формы (дискурс) и способы ее межпоколенческой трансляции.

Если необходимая культурная форма заимствуется из инокультурной среды из-за своей функциональной актуальности, она включается в генезис на этапе конкурса вариантов. Функциональность инокультурной формы может быть не только утилитарной, но и символической. В этом случае культурная форма может выступать как предмет статусного потребления. Усвоение и трансформация культурных форм на границе имеет собственную динамику.

12 Июл 2021 в 12:45. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв