Просмотров 108

Города стали также границами оппозиции «русское – западное». Эта оппозиция в ХХ веке двойственна и имеет собственную динамику. Западная культура для России является источником новых культурных форм, реализующих новое чувство времени и новые ценности. В начале ХХ века это были ценности прогресса. Автообраз создается как образ стремящегося к прогрессу человека отсталой культуры, который должен осваивать европейские достижения. Образ Другого – европейца существует в модусе иного как интересный и привлекательный.

После общественных потрясений первых десятилетий ХХ века в России формируется запрос на освобождение от жесткой прогрессистской идеологии. В этот период усиливается интерес к примитивам – как собственным, так и принадлежащим к восточным и западным культурам. Автообраз человека, свободного от идеологии, политики, религии и живущего сегодняшним днем, также становится актуальным, и для его формирования используется образ Другого как иного. Однако общая с европейскими культурами социокультурная ситуация была осложнена в России победой революции 1917 года, сменой формы правления и господствующей религии.

В предреволюционный период Европа воспринималась как источник марксистской идеологии, победившей в России в 1917 году. После Первой мировой войны Европа не пошла по пути революций, и в восприятии Европы идеологически важной становится оппозиция «буржуазное – коммунистическое». В официальной идеологии автообраз строится как образ человека новой коммунистической культуры, а образ европейца функционирует в модусе чужого как носителя враждебных буржуазных ценностей. В модусе чужого джазмен оказывается носителем буржуазной культуры, отрицающей культуру революционную, и усиленно маргинализируется в советском общественном сознании.

Итак, в начале ХХ века в городах генерируется образ Другого – сельского жителя, немодного, непрогрессивного, необразованного. Этот образ не меняется в течение всего советского периода, хотя категории прогрессивного и образованного человека полностью меняют свое содержание.

В начале советской эпохи, когда джаз осваивается русским культурным пространством, прогрессивный и образованный человек – это человек коммунистических убеждений, причастный к ядру культуры. Происходит замена культурных топосов ядра, содержащего христианские образы, на образы героев революции, науки и прогресса. В этот период джазмен является чужим, носителем буржуазной культуры. Джаз в этот период существует в двух социокультурных пространствах – как развлекательная музыка и как постепенно профессионализирующаяся музыка эстрады.

После Великой Отечественной войны к образам героев революции добавляются образы участвовавших в войне. Постепенно в течение послевоенного периода развития джаза автообраз прогрессивного горожанина меняет свое наполнение. Теперь это не человек коммунистических взглядов, а человек, причастный к западной культуре потребления. Джазмен выступает как иной, носитель привлекательных стилей жизнетворчества, пригодных для усвоения и трансформации автообраза.

12 Июл 2021 в 12:45. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв