Просмотров 106

Маргинализация советских ценностей и частичный их выход из ядра культуры характеризуют третий период развития джаза в России. Оппозиция города и села продолжает формировать городскую культуру. В этот период сельский житель уже не столько христианин, живущий в линейном христианском времени, сколько человек советских убеждений, для которого ценности предыдущего этапа развития сохраняют свою актуальность. Автообраз горожанина – это образ человека, приобщенного к передовой культуре, которая, в отличие от других периодов ХХ века, теперь не русская и не коммунистическая, а буржуазная западная и мировая капиталистическая. Социокультурный статус джаза возрос, джаз укрепился в качестве элемента автообраза современного человека, приобщенного к сокровищам мировой музыкальной культуры. Профессионализация джаза и усвоение всего богатства современной музыки в ее историческом развитии делает джаз элементом культурной памяти, важным для усвоения. Все эти тенденции содержатся в культурном пространстве в образе русского джазмена – музыканта-импровизатора, творца-профессионала, современного мужчины, модного, творческого, транслирующего мировую музыкальную культуру и создающего музыкальные шедевры у себя на родине.

В свете современных мировых тенденций образ джазмена может обрести новые векторы развития. Если развивать потенциал образа джазмена как чернокожего музыканта и борца за права чернокожих, то этот образ может быть востребован движением BLM, потрясшим западный культурный регион в 2020 году и занимающим в настоящее время сильные позиции в русском интеллектуальном пространстве. В то же время джазовый музыкант – это исключительно мужчина, что может сделать образ джазмена объектом жесткой критики и деструкции со стороны феминистического движения, на данном этапе ассоциированного с BLM. Образ джазмена может стать точкой расхождения этих двух влиятельных течений современности. Кроме того, образ джазмена как молодого человека и борца за политические права может быть востребован оппозиционной культурой России как элемент образа русского оппозиционера.

Итак, в течение ХХ века в зоне культурной границы России с западной культурой сформировался образ джазмена как Другого. Этот образ функционирует в модусе иного, создателя привлекательных культурных форм, несмотря на попытки перевести его в модус чужого или врага, подлежащего символическому уничтожению. Интеграция образа джазмена с автообразом русской культуры приводит к включению в автообраз такой общественной ценности, как личная свобода человека. Личная свобода в образе джазмена проявляется как свобода в моде, свобода эпатажа, словесного творчества, эксцентричного поведения, включая самые актуальные составляющие личной свободы в настоящий момент: политическую свободу протеста и творческую свободу музыканта. Взаимодействие этих основных компонентов определяет динамику образа джазмена как Другого в современной русской культуре.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Богдевич, Е. Ч. Топос как пространство памяти: структура, семантика, механизмы развития / Е. Ч. Богдевич // ФИЛОLOGOS. – 2019. – № 2 (41). – С. 12–18.
  2. Камалова, С. Д. Образ «чужих» в мультикультурной литературе с позиции лингвистической имагологии (на материале англоязычной художественной литературы о палестиноизраильском конфликте): дис. … канд. филол. наук: 10.02.04 / Камалова Софья Дамировна. – М., 2020. – 189 с.
  3. Кубасова, Э. Т. Концепт джаз: лексико-семантический, лингвокультурологический и психолингвистический аспекты: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.02.01 / Кубасова Эльвира Тимеровна. – Уфа, 2012. – 24 с.
  4. Кубасова, Э. Т. Концепт ДЖАЗ и его становление в современном русском языке: проблема соотнесенности музыки и речи / Э. Т. Кубасова // Вестник Башкирского университета. – 2011. – № 1. – Т. 16. – С. 65–68.
  5. Культурология: учебное пособие / А. П. Воеводин, Л. П. Воеводина, А. И. Атоян и др.; под. общ. ред. А. П. Воеводина. – Луганск: Изд-во ЛГАКИ им. М. Матусовского, 2019. – 280 с.
  6. Курцiус, Е. Р. Європейська лiтература i латинське середньовiччя / Е. Р. Курцiус; пер. з нім. А. Онишко. – Л., 2007. – 752 с.
  7. Лотман, Ю. М. О роли случайных факторов в литературной эволюции / М. Ю. Лотман // Текст – Культура – Семиотика нарратива. Труды по знаковым системам. XXIII. – Тарту, 1989. – С. 39–48.
  8. Лотман, Ю. М. О семиосфере / Ю. М. Лотман // Избранные статьи: в 3 т. – Таллин: Александра, 1992. – Т. 1: Статьи по семиотике и топологии культуры. – С. 11–24.
  9. Теория культуры: учебное пособие / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с: ил.
  10. Фейертаг, В. Б. Джаз. XX век: энцикл. справочник / В. Б. Фейертаг. – СПб.: Скифия, 2001. – 564 с.
  11. Флиер, А. Я. Форма культурная / А. Я. Флиер // Культурология. XX век: энциклопедия: в 2 т. – СПб.: Университетская книга: ООО «Алетейя», 1998. – Т. 2. – С. 307–308.

 

Герман О. Г. Динамика образа джазмена в русской культуре

Статья посвящена условиям формирования и динамике образа джазмена в русской культуре. Показана роль культурной границы в процессе интеграции образа джазмена в автообраз. Намечены возможные перспективы дальнейшего развития этого образа в современной русской культуре.

Ключевые слова: образ Другого, автообраз, культурная граница, джаз, джазмен.

 

German O. G. Dynamics of the Image of Jazzman in Russian Culture

The article focuses on the conditions for the formation and dynamics of the image of a jazzman in Russian culture. The role of the cultural border in the process of integrating the image of a jazzman into an autoimage is shown. Possible prospects for the further development of this image in modern Russian culture are outlined.

Key words: image of the Other, autoimage, cultural border, jazz, jazzman.

12 Июл 2021 в 12:45. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв