Просмотров 46

Вторая концепция – космогоническая, трактующая оперу как мифологему мира, космоса, бесконечности, цикличности исторического процесса (что у Римского-Корсакова воплотилось в календарной обрядовости и культовом миропонимании в таких операх, как «Снегурочка», «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством» и др.). Основоположник мифологического оперного театра Р. Вагнер писал: «Миф – это начало и конец истории; лишенный всего случайного, он выражает вечное и неумирающее и потому полнее всего, органичнее всего сочетается с музыкой» [2, с. 480].

В основе русской мифологической оперы лежит концепт преображения, характерного в целом для русской культурной фантастики. Миф по своей сущности тяготеет к сакральной обрядовости, ритуалике, на мифоритуальной платформе построены интертексты многих опер русских композиторов, преимущественно оперы Римского-Корсакова, в которых встречаются черты славянского пантеизма, космогонического и христианского мифа. В основе музыкальной мифопоэтики композитора лежит христианский религиозный миф.

Говоря о музыкальной поэтике как многуровневой иерархической структуре, нужно отметить, что двусоставность поэтики Римского-Корсакова обнаруживается в таких формах коллективного (культурного) сознания, как миф и религия; его мифологизирующее мышление трансформировало образный (языческие, хтонные, и пантеистические образы), сюжетный и тематический (мифологизированная цикличность жизни, природы, календарная обрядовость, языческие ритуалы) слои содержания опер композитора, а также категорию героев, также нередко имеющих мифокультурное происхождение.

Христианская картина мировосприятия Римского-Корсакова обнаруживает себя на глубинном, онтологическом и этическом уровнях произведения. Религиозный миф является рационализацией окружающей действительности через убеждения, представления релиозной доктрины, которая, в отличие от чистого мифологического сознания, имеет уже сформированную, четкую и незыблемую, как аксиома, систему ценностей и взглядов – догматику. Религия дает миру, обществу, личности нравственные оценки, ей априори уже все известно, в отличие от мифа, который непредвзято познает мир во всей его многосложности и является непредвзятой же формой миропознания.

Религиозный христианский миф – результат кросс-культурной ассимиляции фольклорного и религиозного пластов культуры. В основе религии лежит идея душеспасения и утвержения личности в вечности [7, с. 118], слияние человеческой души с Абсолютом, Творцом как воздаяние за нравственную чистоту личности, правильную жизнь, духовное подвижничество.

Идея душеспасения, а также морального героизма проходит красной нитью через оперу «Сказание о невидимом граде Китеже». В опере много христианской сакральной символики, в частности, неким релиозным мифокодом в опере является колокольный звон. Мифический Китеж-град используется композитором как аллегория Града небесного. Душеспасительный (христианский) этос оперы несложно усмотреть в сцене, где Феврония наставляет Гришку Кутерьму молиться Матери Земле, которая всех простит и всех примет в свое лоно, так как все люди – одинаково любимые ею дети. Несмотря на то, что Мать Земля – божество языческое, эта хтоническая образность есть только антураж, в этом упоминании о священной матери – аллюзия на Пресвятую Богородицу, молитвы к Которой носят покаянный характер, т. е. на христианский миф.

Религиозный миф еще более, чем собственно миф, тяготеет к разграничению сакрального центра и потенциально враждебной переферии, что видно в подчеркнутой сегрегации населения Китеж-града («где праведные живут») от всех остальных, особенно от чужеземных захватчиков, посягающих на священный Китеж. В вербально-драматическом плане разграничение реализуется в препятствиях, делающих вход в город физически невозможным. В музыке это раграничение выражается в дифференциации интонационных сфер. Здесь вскрывается релиозный мифологический этос – недостижимость  для грешников Царства Небесного. Всякого рода религиозно-мифологическая символика находит воплощение в мифокодах.

09 Апр 2022 в 19:26. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв