Просмотров 46

Урбанистические мотивы были чужды Римскому-Корсакову, город как место обитания людей и как предмет эстетического вдохновения находился вне поля художественных поисков композитора. В поэтической системе Римского-Корсакова «град» – это примерно то же, что и «Град небесный» или «Град Божий» – концентрация духовных сил народа (форма градостроения у Римского-Корсакова всегда концентрическая, как замкнутая крепость, символизирующая твердыню духа), его соборности. «Град» – это идеальный мир, элизиум, символ идеала нравственной и духовной чистоты, благоразумности населяющих его жителей, к душевной (прежде всего душевной) красоте которых следует стремиться земному человеку.

Очевидно, что идея града в этой коннотации пришла из христианской парадигмы мировосприятия. Таким образом, мифологема града – это надежда на преобразования в обществе, вера в идеал и в лучшую жизнь, в золотой век человечества. В данном качестве град фигурирует в таких операх, как «Псковитянка», «Садко», «Млада», «Сервилия», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Китеж». У всех градов во всех операх есть свой индивидуальный символический тематизм, имеющий, тем не менее, общие характерные черты – симметричные, с закругленностью мелодико-гармонического контура, они всегда содержат фанфарные и колокольные интонации, так как колокол и трубные фанфары всегда считались бессменной атрибутикой средневековых городов.

Кратко резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что мифологические и религиозные идеи, зашифрованные в текстах оперных партитур композитора, воплощаются в особых образах-символах, составляющих у Римского-Корсакова устойчивую образно-символическую  систему. Образная символика композитора – проекция его религиозно-мифологического сознания; проникнутая идеями язычества и духовными принципами и скрепами христианства, она транслирует универсальные ценности и смыслы, где магистральные, наиболее значимые символы являются ключом к раскрытию этической и философской концепций произведения,
т. е. открывают глубинный уровень поэтики автора. В контексте воплощения христианской парадигмы мирослышания важную роль играют топосы воды, неба, космоса, града. Языческая картина мира восходит к календарной обрядовости, образам лесной нечисти и времени и месту ее существования – древнеславянским мифологическим хронотопам леса, озера, дня и ночи.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бекетова, Н. Опера и миф / Н. Бекетова, Г. Калошина // Музыкальный театр XIX–XX веков: вопросы эволюции: сборник научных трудов. – Ростов н/Д., 1999. – С. 7–40.
  2. Вагнер, Р. Избранные работы / Р. Вагнер – М.: Искусство, 1978. – 695 с.
  3. Ганул, Н. Г. Опера и миф: полюса притяжений / Н. Г. Ганул // Научные труды Белорусской государственной академии музыки. – 2014. – № 33. –. С. 26–34.
  4. Гудимова, С. А. Философские мотивы в творчестве Н. А. Римского-Корсакова / С. В. Гудимова, И. И. Лапшин // Звучащие смыслы: альманах. – СПб.: Изд-во СПбУ, 2007. – С. 249–264.
  5. Ермакова, С. С. О трактовке музыкальной поэтики в отечественном музыкознании / С. С. Ермакова // В мире науки и искусства. – 2017. – № 3. – С. 5–10.
  6. Кириллина, Л. В. Орфизм и опера / Л. В. Кириллина // Музыкальная академия. – 1992. – № 4. – С. 83–94.
  7. Кириллина, Л. В. Топосы и символы в поэтике Римского-Корсакова / Л. В. Кириллина // Научный вестник Московской консерватории. – 2015. – № 4. – С. 108–139.
  8. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. – М.: Мысль, 2001. – 559 с.
  9. Приходовская, Е. А. Бинарные оппозиции и архетипы как механизм структурной организации оперного замысла / Е. А. Приходовская // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 6. – С. 94–96.
  10. Ястребцев, В. В. О цветном звукосозерцании Н. А. Римского-Корсакова / В. В. Ястребцев // Русская музы кальная газета. – 1908. – № 39–40. – С. 842–844.

 

Уманцева Ю. А., Кабанова В. А. Религиозно-мифологические топосы в оперной поэтике Н. А. Римского-Корсакова

В статье рассматриваются особенности художественного содержания опер Н. А. Римского-Корсакова на образно-символическом уровне, который открывает малоизученное мифокультурное пространство оперного наследия композитора, воплощенное в сакральных топосах и хронотопах, отражающих своеобразную картину мира художника, его философские, этические и эстетические мотивы и устремления.

Ключевые слова: миф, мифологическое сознание, музыкальная мифопоэтика, топос, религия, образ-символ.

 

Umantseva Yu. A., Kabanova V. A. Religious and Mythological Toposes in the Opera Poetics of N. A. Rimsky-Korsakov

The article examines the features of the artistic content of N. A. Rimsky-Korsakov’s operas at the figurative and symbolic level, which opens up a little-studied, mythocultural space of the composer’s opera heritage embodied in sacred topos and chronotopes, drawing a peculiar picture of the artist’s world, his philosophical, ethical and aesthetic motives and aspirations.

Key words: myth, mythological consciousness, musical mythopoetics, topos, religion, image-symbol.

09 Апр 2022 в 19:26. В рубриках: Арт-заметки. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв