Просмотров 155

Необходимо добавить, что современная экономическая ситуация характеризуется кризисностью и турбулентностью, в связи с чем прибавочная стоимость у товара появляется за счет креативности, интеллектуальности и применения новых технологий – в этом смысле самым важным сырьевым ресурсом и самым ценным продуктом на арт-рынке становится сегодня творчество. С конца XX века трудно игнорировать тенденцию к неуклонной цифровизации культуры. С каждым годом всё больше возрастает доля творческого продукта в виртуальном пространстве, а новые технологии позволяют потребителю «погрузиться» в него. Это синтезированное пространство наполняется «технообразами».

Процесс коммуникации между произведением и зрителем, происходивший через практику интерпретации, в виртуальном пространстве заменяется принципом интерактивности. Его суть состоит в том, что в режиме реального времени зритель может оказывать воздействие на технообраз, который становится подвижным и нестабильным. Парадоксальным образом виртуальное воздействие зрителя на компьютерную среду даёт потребителю реальные ощущения, что в полной мере проявляется в компьютерных играх. Произведение воспринимается зрителем как открытая, текучая и незавершённая структура, где он превращается в соавтора. Так, например, в серии игр Silent Hill игроку доступны несколько прописанных авторами сценариев развития сюжета, реализующихся в зависимости от действий игрока. Серии Sims или Minecraft идут ещё дальше: в них нет строго определённого сценария, а есть лишь набор механик, с помощью которых игрок самостоятельно создаёт образы и реализует задуманный им сюжет. Это даёт потребителю ощущение сопричастности к творческому процессу и формирует новый тип эстетического сознания, заключающийся в особом взгляде на мир сквозь призму произведений искусства: расстояние между художественной и физической реальностью в сознании человека стирается. Некогда незыблемая граница между создателем творческого продукта и потребителем начинает размываться. Сетевой способ распространения произведений делает их доступнее для публики.

Тотальное распространение цифровой культуры в социуме оказывает мощное влияние на арт-рынок. В его пространстве всё больше возрастает доля произведений, которые лишены «тела», а цепочка «художник – маршан – публика» заменяется парой «мультимедиа – интерактивность». В отличие от классического арт-рынка, где объектом собственности являлся непосредственно сам предмет искусства, в пространстве современного арт-рынка им становится прежде всего интеллектуальная собственность. Последняя, как и собственность физическая, имеет правообладателя, конкретного владельца. Однако интеллектуальная собственность нематериальна, это искусственный конструкт, созданный человеком, но жизнеспособный в поле арт-рынка.

Любой рынок стремится к увеличению оборота, вовлекая всё больше сфер деятельности человека в процесс товарообмена. Но социальный договор о наделении нематериальных объектов стоимостью наравне с физическими не мог быть заключён сам по себе. Ему должен был предшествовать процесс переоценки ценностных координат социума и расширения норм или декларации новых. Обратимся к институциональной стороне арт-рынка, которая могла бы повлиять на этот процесс и сделать его возможным.

08 Мар 2023 в 20:15. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв