Просмотров 155

Редактор отдела искусств Би-би-си и автор книг о современном искусстве Уилл Гомперц утверждает, что этот случай войдёт в историю либо как эпизод перед коллапсом недолговечного спекулятивного пузыря NFT, либо как первая глава в истории нового вида искусства [10]. В контексте данного исследования этот прецедент интересен тем, что демонстрирует способность арт-рынка не только порождать новые жанры, как это было с натюрмортом и пейзажем в Голландии XVII века, и не только популяризировать новые стили, предлагая публике доселе неизведанный эстетический опыт, как это делали французские маршаны XIX века с импрессионизмом, но и посредством одного из своих основных институтов, аукционного дома, успешно провести апробацию нового вида визуального искусства и в экономическом пространстве, и в пространстве художественной культуры, тем самым вновь стимулируя её к последующей трансформации.

Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что именно дематериализация объектов торговли является ключевой особенностью современного арт-рынка в целом. Однако те категории, понятия и закономерности, которые были применимы в классической экономике, часто не действуют в секторе творческих индустрий, базирующихся на ресурсной базе интеллектуальной и творческой деятельности. Отсюда рождается потребность в новой научной дисциплине – «креативной экономике», которая бы изучала закономерности в области экономики, связанной с творческими продуктами. В работах отечественного экономиста А. Б. Долгина она носит название «экономика символического обмена». Современный мировой арт-рынок состоит из трансакций не только и не столько материальных артефактов, сколько символических благ, действующих внутри системы потребления согласно механизмам символического обмена. Последний интерпретируется А. Б. Долгиным как «коммуникация, которая ведется посредством творческих произведений, высказываний и сопровождается тратой личностных и денежных ресурсов» [3, с. 16].

Система символического обмена не ограничивается материальными активами, хоть они и являются её частью. Это связано с тем, что каждая трансакция творческого продукта, который попадает в пространство современного арт-рынка, совершается с двумя тесно связанными и взаимодополняющими видами стоимости: стоимостью физического носителя и стоимостью нематериальной интеллектуальной собственности. И если цену первого компонента (материального носителя) вполне можно перевести в денежный эквивалент, то для «внутренней» («духовной») ценности художественного продукта такая конвертация трудновыполнима. В привычных сферах производства и потребления можно проследить некие закономерности между качеством товара и ценой продажи, но на территории арт-рынка стандартная экономическая методология демонстрирует свою несостоятельность, поскольку не имеет объективных критериев оценки «качества» в культуре. А. Б. Долгин видит причину этого в том, что информационные, временные и эмоциональные ресурсы, которые задействованы в области символического производства и потребления, не рассматриваются обществом как экономические составляющие.

Таким образом, современный арт-рынок функционирует одновременно на двух уровнях: физических предметов и символических благ. Если на первом осуществляется обмен конкретных артефактов, то на втором – нематериальных продуктов творческого сознания с эвристической ценностью: художественных образов, идей, проектов и т. д.

08 Мар 2023 в 20:15. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв