Просмотров 155

Но как потребителю не потеряться в пространстве арт-рынка, что может служить ориентиром? В современной ситуации основным достоинством дилера становится его репутация: «Маршан – это марка», – утверждает французская исследовательница Жюдит Бенаму-Юэ [1, с. 116]. Наиболее показательно это иллюстрируется случаем с участием Мэри Кассат, художницы и арт-консультанта. Она вспоминала, как предложила своему клиенту-американцу Фрэнку Томпсону недорого купить пару отличных полотен Моне у малоизвестного маршана Портье, однако тот предпочёл приобрести втридорога не лучшую картину Моне у Дюран-Рюэля [9, с. 198]. Начиная с XIX века, арт-критики стремительно теряют свою роль арбитра в пространстве художественной культуры, в постмодерне она переходит к арт-дилерам и коллекционерам, связь с известными именами накладывает в глазах аудитории на произведение печать качества: чем авторитетнее имя – тем выше проба.

Таким образом, арт-дилер играет одну из ключевых ролей в механизме функционирования современного арт-рынка. В художественных кругах сложился специфический эзопов язык: искусство принято называть не профессией, приносящей доход, а призванием; галеристов – не продавцами, а наставниками; коллекционеров – не покупателями, а ценителями прекрасного. Следовательно, как уже было сказано ранее, функция арт-дилера проявляется во множестве ипостасей: такая терминологическая избыточность может ввести исследователя в заблуждение. Почти у всех известных арт-дилеров имеются собственные галереи, что делает понятие «арт-дилер» и «галерист» во многом синонимичными. Именно в галерее начинают свою карьеру молодые художники, авторитету, опыту и чутью её владельца (арт-дилера) доверяют частные коллекционеры и представители крупных корпораций, с ним сотрудничают музеи, кураторы и художественные критики. Именно арт-дилеры насыщают рынок объектами продажи, становясь его «кровеносной системой», как определила искусствовед и исследователь постсоветского арт-рынка Галина Онуфриенко [8, с. 83]. Весьма любопытное определение галереи приводит в своём труде «Социодинамика культуры» Абраам Моль, называя её «финансовым организмом, который на основе художественных ценностей создает ценности экономические» [7, с. 265]. Попробуем определить, какие же функции выполняет галерея в пространстве постклассического арт-рынка:

  1. Репрезентативная: галерея устраивает выставки подшефных художников; экспонирует собственные коллекции (если таковые имеются) или предоставляет выставочные пространства для различных художественных акций.
  2. Коммерческая: галерея руководит продажами работ художников, связанных с ней контрактами. Формирует собственные коллекции, которые, по сути, являются её потенциальным капиталом.
  3. Просветительская: галерея предоставляет возможность познакомиться как с творчеством отдельных художников, так и с различными художественными направлениями и современным искусством в целом.
  4. Коммуникативная: галерея устанавливает контакты и связи между художниками, потребителями, арт-критиками, частными и государственными институтами, прессой и т. д. В очень упрощённой форме галерею можно представить посредником между художником и аудиторией.
  5. Экспертная: представляя небольшое количество художников и отбирая лишь определённые произведения из множества представленных, галерея выступает своеобразным экспертом, а её коллекция становится эталоном, задает планку, на которую ориентируются как потребители искусства, так и сами авторы.
08 Мар 2023 в 20:15. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв