Просмотров 155

Философ Л. А. Закс в своих работах подробно описывает «систему устойчивых организационных форм художественной культуры» [4, с. 30], которые регламентируют способы художественного производства, распределения, потребления и воспитания, в свою очередь они могут быть использованы арт-рынком в качестве инструментов для расширения норм.

Коммуникационную функцию между автором и публикой осуществляет институт посредников, который включает в себя совокупность организаций различного характера, а именно:

– Репрезентирующие структуры. Они предоставляют произведения публике как для символического потребления (галереи, кинотеатры, музеи, театры и т. д.), так и на продажу. Могут носить персонифицированный характер в виде арт-дилеров, аукционных домов, галерей, ярмарок, продюсеров, издателей и т. д.

– Сообщество экспертов: искусствоведы, арт-критики и кураторы.

– Консалтингово-юридические организации, в круг задач которых входит экспертная оценка, страхование, охрана и правовое сопровождение сделок.

– Финансовые организации в виде банков или хедж-фондов, которые занимаются инвестированием в предметы искусства.

Исследование последних двух институций выходит за предметные рамки культурологии. Для решения поставленной исследовательской задачи в выявлении специфики производства и потребления продуктов творческой деятельности будет целесообразно ограничиться анализом деятельности первых двух из них.

Старейшим видом посредничества между художником и публикой, реализуемым в практике художественного рынка, является арт-дилерство. Термин «дилер» происходит от английского глагола to deal – торговать, вести дела. Дилером именуют субъекта, который получает прибыль от посредничества между художником-производителем и зрителем-потребителем на первичном арт-рынке [6, с. 129]. Прародителями современных арт-дилеров были маршаны – французские торговцы искусством (галеристы, владельцы художественных салонов или магазинов). Их деятельность ограничивалась преимущественно двумя функциями: продажей-перепродажей и кредитованием авторов. Однако маршаны Жан-Батист-Пьер Лебрен и Поль Дюран-Рюэль помимо вышеперечисленного примеряли на себя роль просветителей и популяризаторов современного искусства.

Следом за развитием арт-рынка трансформировался и институт арт-дилерства. Именоваться он может по-разному: галеристом, менеджером арт-бизнеса, арт-продюсером, опекуном частных коллекций, арт-консультантом и т. д. Но главная цель дилера осталась неизменной – получение максимальной выгоды от сделки. При этом и самим арт-дилерам творчество не чуждо, ведь продюсирование художника – длительный и сложный процесс, в котором нет проверенной схемы, позволяющей сделать из неизвестного молодого художника звезду мировой величины; каждый случай глубоко индивидуален и требует особого подхода. По словам легенды современного арт-бизнеса американского галериста Лео Кастелли, современный арт-дилер должен уметь создавать мифы, в том числе из образа художника. «Почему кто-то платит огромные суммы за Сезанна? Чем он ценен? Потому что это миф. Мы создаем мифы о политике. Мы создаем мифы обо всем… Кто решает, что есть искусство? Не я. Мое дело – создавать миф из мифоматериала» [Цит. по: 8, с. 73–74].

08 Мар 2023 в 20:15. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв