Просмотров 122

«Играющее пространство балета – не только колоритный жанровый фон для кукольной драмы Петрушки, это основа обряда и празднества. Вся зрелищная атрибутика и составляет истинную суть гуляний «на балаганах», отметая узкое представление о балагане как о театральном спектакле в деревянных ярмарочных постройках. Балаган – это ритуализированное обрядовое действо, развернувшееся на ярмарочной площади без размежевания на героев театрально-сценического представления и его зрителей, на кукольное представление и жанрово-бытовые сцены, на кукольных героев и живых персонажей. Здесь всё охвачено карнавальным духом, здесь куклы как живые персоны, и их драматические коллизии воспринимаются как реальная человеческая драма» [3, с. 217].

Транскриптор бережно перенёс «инструментальный театр» русского гения в собственную сюиту для двух инструментов.   Сохраняя особенности инварианта, он мастерски передаёт семантику балета при помощи альта и фортепиано, позволяет буквально увидеть его персонажей, прочувствовать страдания Петрушки, холодность и пустоту Балерины, злобность Арапа, жестокость Фокусника, а также погрузиться в атмосферу масленичного гулянья.

В данной работе представлена сравнительная характеристика партитуры балета «Петрушка» и не затронутой до этого исследователями транскрипции для альта и фортепиано. Детальный анализ сюиты позволил выявить оригинальную технику переложения голосов симфонического оркестра для двух инструментов, их богатые тембровые и виртуозные возможности. На основании целостного анализа можно сделать следующие обобщения.

  1. Для сюиты транскриптором были выбраны самые яркие номера балета: «Русская» из I картины, «У Петрушки» из II картины и «Праздничное гулянье на Масленичной» из IV картины с соответствующими названиями – «Русская», «Петрушка» и «Масленица». Такой подбор частей позволяет сфокусироваться на трагедии основного персонажа в окружении равнодушной толпы, вовлечённой в развлекательную феерию масленичного гулянья.

Прежде всего, следует констатировать структурные изменения в каждой части. Начиная сюиту с экспозиции народного праздника и представления кукол, в том числе Петрушки, сохраняя форму данного эпизода, автор убирает тематический материал «распада» темы запева перед ц. 43. Это обусловлено разницей возможностей симфонического оркестра и дуэта альта с фортепиано.

30 Дек 2020 в 10:03. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв