Просмотров 101

Во второй части «Петрушка» Ю. Тканов показывает не только трагедию основного персонажа, но и её развязку, которая в балете наступала в конце IV картины. Подобное размещение эпизодов в небольшой сюите способствует непрерывности развития образа главного героя, его завершённости. Таким образом, в сочинении появляется симметричность частей, что способствует его цельности. Здесь в ц. 50 у Ю. Тканова наблюдается сокращение на три такта, компенсируемое насыщенностью музыкального материала. Так, в партитуре этот раздел поручен солирующему фортепиано. В транскрипции же Cdur фортепиано поддерживается шестнадцатыми альта в Fisdur, а затем инструменты обмениваются тональностями, как бы подчёркивая остроту их сопряжения. В тт. 27–28 за два такта до Furioso транскриптор усиливает динамику до fff и усложняет партию альта, добавляя малые секунды dis2e2 двойными нотами. Возрастающее напряжение данного эпизода иллюстрирует смятение основного персонажа. Анализируя транскрипции Ф. Листа, Я. Мильштейн писал: «…именно в том-то всё и дело, чтоб понимать художественным инстинктом, что надо пропустить, что непременно удержать для того, чтоб передавалось настоящее впечатление: словом, должно обладать способностью, подобно портретисту, схватить, прежде всего, существенные черты лица, определяющие всю физиономию» [4, с. 121].

VI эпизод Allegro связан с появлением Балерины и в сюите расширен до четырех тактов вместо двух, разворачивающихся в более медленном темпе. Это вызвано необходимостью показать за внешней красотой внутреннюю пустоту героини. Раскрывающая образы Балерины и Арапа ІІІ картина балета в сюите опущена. В первый раз мелодия проходит у альта в сопровождении фортепиано с нисходящим хроматическим ходом без метрических изменений. Во второй раз он поручен фортепиано solo, что соответствует партии оркестрового фортепиано и даёт возможность альтисту снять сурдину перед блестящим Allegro non troppo.

В ц. 55 транскриптор использует тот же приём, что и в ц. 50, – сокращение музыкального материала за счёт его концентрации. В партитуре исступлённое движение секундами в партии фортепиано поддерживают нисходящие хроматические пассажи кларнетов, и, таким образом, всё приходит к ff в т. 100. В сюите наблюдается следующее: в тихие квинтоли фортепиано резко включается «хаос» секунд ff в т. 89 как у альта, так и у фортепиано, а затем он окончательно утверждается в т. 91. При этом срыва перед ц. 60 не наблюдается, однако пять раз в тт. 92–93 повторяется вторая половина хаотичных секунд у обоих инструментов как неотвратимость отчаяния главного персонажа.

30 Дек 2020 в 10:03. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв