Просмотров 101

В ц. 108 аккорд на sff в низкой тесситуре фортепиано возвещает о появлении новых лиц на празднике (в партитуре это Танец кучеров и конюхов). Басы инструмента сопровождают танец с тяжёлыми притопами. Аккордовое изложение парии альта на f воспроизводит звучание струнной группы оригинала. Отдавая в оркестре различным инструментам элементы песни «Не лёд трещит», композитор имитирует пение хора. Благодаря фантазии транскриптора в сюите это реализовано при помощи разных приёмов игры и штрихов альта. Здесь применены: detache в тт. 194–196, pizzicato в тт. 197–198, 202–204, spiccato в тт. 199–200, флажолеты в тт. 205–208. В следующем проведении этой песни в ц. 111 альт снова демонстрирует разные приёмы игры и использование всех регистров инструмента. Однако, в отличие от оригинала, это проведение растворяется на diminuendo, и вступление темы «Вдоль по Питерской» звучит р. Так реализуется большой контраст, достигаемый в оркестре с помощью его многокрасочной тембровой палитры.

  1. Необходимо подчеркнуть наличие в сюите ярко выраженного фольклорного начала в гармонии, ритме, подражании звучанию народных инструментов. Это нагляднее всего представлено в крайних частях.

Уже в начале нижние голоса фортепианной фактуры выполняют функцию гармонической политональной опоры, где соединяются Adur и Ddur. А затем вместе с хроматическим ходом альта устанавливается квинта da. В фортепианном изложении появляются «балалаечные синкопы» виолончелей четвертными длительностями, что в отличие от оригинала с восьмыми делает их более весомыми, изображая импровизированный народный оркестр. Второй четырёхтакт запева звучит у альта pizzicato, перекликаясь с pizzicato виолончелей, выписанного в партитуре, кроме того, ещё напоминает о балалайке как обязательной участнице народного гуляния. Проживая вдали от России, «Стравинский долгие десятилетия помнил возгласы (кличи) уличных торговцев, а „звуки гармошки… или треньканье струн балалаечного оркестра” вызывали у него приступы ностальгии» [2, с. 26].

В тт. 59–64 триоли флажолетов альта на звуке а «просветляют» общий характер музыки, а кроме того, напоминают игру народной флейты. Аккорды pizzicato, ассоциирующиеся с горячо любимой в России балалайкой, звучат и в ц. 44.

В третьей части «Масленица» особенно ярко выделено народное начало. Тема песни «Ах вы сени, мои сени» в ц. 96 поручена альту, чья партия мастерски «разукрашена» транскриптором различными приёмами: это и glissando тритонами к первой и третьей долям такта, и применение акцентированного флажолета на звуке а2. В прозрачной фактуре фортепиано остаются только обозначения первой и третьей доли звуком d1 и партия флейты-пикколо на слабых долях с форшлагами. Это создаёт контраст по отношению к последующему изложению материала. У фортепиано в верхнем голосе на слабых долях звучит октава ­d3d4. Альт, флажолеты которого напоминают тембр народного струнно-смычкового оркестра, приближенного к духовым, играет мелодию, интонационно родственную песне «Ах вы, сени мои сени». Разнообразие достигается за счёт присущей русскому фольклору вариационности. В тт. 74–76 партия альта выписана двойными нотами с мелодией «Ах вы сени, мои сени» в верхнем голосе. Во второй раз тема проходит на ff в аккордовом изложении у альта с использованием дубль-штриха. Фортепиано в нижнем регистре с ритмической фигурой  изображает народную бас-балалайку, а затем блистательное glissando въезжает в гармошечные наигрыши в ц. 98. Всего два инструмента задействованы в трансляции картины народного праздника, и тем не менее им удалось передать созданную красками оркестра праздничную атмосферу «Масленицы».

30 Дек 2020 в 10:03. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв