Просмотров 229
УДК 792.8:787.2
М. С. Еременко
Творчество И. Стравинского поражает смелостью новаций в области музыкальных жанров и форм, оригинальностью инструментальных составов, ярко выраженным национальным колоритом. Наследие художника постоянно находится в поле научных интересов исследователей. «Он унёс с собой на Запад ритмы, интонации и принципы формообразования русской «музыки устной традиции», но мало-помалу стряхнул с себя весь налёт русской дореволюционной музыкальной обывательщины» [1, с. 19]. Среди самых ярких произведений гения – балет «Петрушка», музыка которого легла в основу одноименной сюиты для альта и фортепиано Ю. Тканова. Однако несмотря на наличие множества научных публикаций о балете транскрипция для альта и фортепиано не рассматривалась. Это определяет актуальность данной статьи и её научную новизну, практическое применение в курсах «История мировой музыкальной культуры» и «Инструментоведение», а также в период подготовки сочинения к исполнению.
Ю. Тканов – многогранная творческая личность, осуществляющая исполнительскую педагогическую и транскрипторскую деятельность. Заслуженный артист России, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского своими великолепными транскрипциями обогатил немногочисленный альтовый репертуар, что значительно расширило горизонты художественного воспитания молодых музыкантов и получило высокую оценку Т. Хренникова, А. Шнитке, И. Шостакович. Наряду с сочинениями старинных мастеров, западноевропейских композиторов им сделано немало переложений выдающихся произведений русской музыки. Это и «Картинки с выставки» М. Мусоргского, и Симфонические танцы С. Рахманинова, и виолончельные концерты Д. Шостаковича.
Обращение к наследию И. Стравинского, в частности к музыке балета «Петрушка», не стало исключением, ведь именно с этой партитуры, как утверждает Б. Асафьев, Стравинский обрёл свой ярко новаторский, ни на кого не похожий композиторский облик, влияние которого испытывает не одно поколение музыкантов. Все, кто одержим духом поиска, обращаются к его наследию как к сокровищнице музыкальных идей, наглядному примеру завоевания нового пьедестала для русской культуры. Оно выразилось прежде всего в исконно русской музыкальной речи, впитавшей всё, что составляет самобытность родного фольклора в области ритмики, интонационного и ладового своеобразия. Здесь же подслушанные им в молодости особенности крестьянского говора, народно-музыкальной практики. Композитор реанимировал русский обряд Масленицы.
30 Дек 2020 в 10:03. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.