Просмотров 122

Каденции кларнета и оркестрового фортепиано звучат в сюите у двух инструментов одновременно, а затем в виде переклички между ними. При этом, когда альт берёт на себя часть каденции фортепиано с остановкой в партитуре на cis4, в сюите он звучит октавой ниже, что обусловлено равнозначностью участников инструментального спектакля Ю. Тканова. Однако после остановки альта на cis3 fff ответ фортепиано дан с сохранением регистра и рр, что подчёркивает контраст нюансов. Квинтольные «метания» фортепиано передают ужас, охвативший Петрушку при виде Фокусника. Его настойчивое присутствие, представленное английским рожком в партитуре, передано альту, исполняющему его партию октавой ниже. Звук h ассоциируется с враждебными силами.

Сцена смерти главного героя (ц. 129 в партитуре) показана в сюите благодаря использованию самого низкого регистра инструментов и pizzicato альта в конце второй части.

Говоря о выразительности регистров в сюите, следует обратиться к третьей части, открывающейся изображением уличного гомона с помощью гармошечных наигрышей в Ddur. Они поручены фортепиано и альту, чьи двойные ноты придают звучанию инструмента народный колорит. Интересно отметить, что верхний регистр изложен шестнадцатыми, а средний, выступающий опорой этой зарисовки, – восьмыми. Игра параллельными трезвучиями именно в этой тесситуре напоминает растягивание мехов на гармонике. Подобно тому как в оригинале наигрыши прерываются волнообразным мотивом, в сюите стремительные взлёты по трезвучию заменены блестящими glissando фортепиано и альта, подчёркивающими звончатость верхнего регистра. Так как Петрушка в этой части не появляется, элементы, предсказывающие его прибытие, будут лишними. Glissando у альта всегда заканчивается флажолетом, что вносит тембровое разнообразие и делает его завершение ярким.

В этом же эпизоде в цц. 85–86, сохраняя ритмическое многообразие оригинала, транскриптор периодически прерывает «гомон» октолями в самой верхней тесситуре фортепиано и альта, а также встречающейся ранее фигурой из двух тридцать вторых и одной шестнадцатой (тт. 19–20). С помощью использования разных регистров инструментов он бережно переносит из оригинала имитацию секундового мотива квинтолями в ц. 87.

  1. Огромную роль в транскрипции в контексте её отражения богатства оркестровой партитуры играют штрихи и различные приёмы игры на альте. В совершенстве зная их выразительные свойства, Ю. Тканов находит им разумное применение в разных разделах сюиты. Так, во второй части «Петрушка» в Adagietto меняется тональность: вместо политонального сочетания сismoll и Ddur появляются dmoll и Esdur. Это связано с проведением мелодии альта флажолетами, удобно исполняемыми в одноимённой тональности с одной из струн. В оригинале тема поручена дуэту флейты-пикколо и фортепиано, и её проведение флажолетами con sordino приближает голос альта к задуманному Стравинским тембру, а также раскрывает мягкий характер главного персонажа, нежного и чуткого.

Особенно интересны моменты, где с целью достичь предельной точности характера первоисточника транскриптор применяет смену штрихов. В «Масленице» периодически появляющиеся в музыкальной ткани квинтоли в цц. 85–86 с вариацией секундового мотива, почти всегда Ю. Тканов отдаёт альту. Он исполняет их различными приёмами – дубль-штрих (тт. 13, 18), detache (т. 17), флажолетами (тт. 19–20). Кроме того, применяются почти все регистры – от самого низкого (т. 17, малая октава) до высокого (тт. 19–20, вторая октава). Множество приёмов и регистров не только показывает богатые возможности инструмента, но и создаёт максимум разнообразия, что соответствует многоликой партитуре, где каждый инструмент персонифицирован, то есть представляет определённый персонаж в праздничной толпе.

30 Дек 2020 в 10:03. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв