Просмотров 145

В третьей части «Масленица» также наблюдаются структурные «вольности». Она не делится на номера, что не только способствует целостности части, но и объединяет отдельных персонажей, например Купца и цыганок, Мужика с медведем и других, в единую безразличную к трагедии Петрушки общность гуляк. Отметим уже использованный во второй части приём одновременного укрупнения длительностей и увеличения темпа в эпизоде, соответствующего выходу Мужика с медведем. Это динамичная картина. Транскриптор позиционирует их без словесного авторского представления в ремарке, музыка данного фрагмента по-настоящему зрелищна. Аккорды нижнего регистра фортепиано передают тяжёлую походку зверя, а скатывающийся пассаж квинтолями у альта изображает разбегающийся в страхе народ. Увеличение размера и длительностей мелодии при сохранении темпа в ц. 100, используемое ранее во второй части, подчёркивает выразительность данного эпизода. Мелодия Мужика, играющего на дудке, поручена унисону альта и верхнего голоса фортепиано, в то время как нижние продолжают тяжёлыми аккордами сопровождать шествие медведя. Альт также «озвучивает» зверя, не затухающий нижний регистр инструмента выгодно отличает его от высокого у фортепиано. Таким образом, голос медведя и его походка тембрально разграничены. В конце яркого эпизода меняется размер, возникает ускорение, связанное с возвращением гармошечного наигрыша в ц. 101. Данный эпизод сокращён по сравнению с партитурой в два раза. Это продиктовано возможностями двух инструментов, в сравнении с многотембровым конгломератом оркестра.

  1. Среди разночтений с первоисточником необходимо выделить нюансировку, темп и фактурные изменения, в частности замену регистров. Чаще всего это проявляется в моментах динамизации материала, подготовки кульминационных всплесков, для достижения большей выразительности эмоциональной сферы героя, а также с учётом специфики тембров двух участников инструментального театра Ю. Тканова. Так, во II картине «Петрушка» в третьем эпизоде Allegro тембровое решение поражает изобретательностью, когда в партии альта появляется приём sul ponticello, придающий тембру более жёсткое звучание, ведь речь идёт о мучениях главного героя. Вместо движения от mf к f у оркестрового фортепиано и двух кларнетов в партитуре инварианта у транскриптора стоит crescendo от pp к ff, что оправдано возможностями ансамбля.

Радостное возбуждение Петрушки при появлении Балерины в сюите подчёркивается ускорением темпа и постепенным crescendo. Это даёт возможность разнообразить средства выразительности в балетном Allegro, где в партитуре Стравинского, преодолевая статику, сверкают разные оркестровые тембры. Автор излагает мелодию четвертого эпизода двойными нотами у альта и фортепиано. Противоположное движение восходящего glissando фортепиано и нисходящего пассажа альта секстолями шестнадцатых в ц. 56 передаёт счастье главного персонажа, увидевшего красавицу. В ц. 57 в сюите Animando и crescendo, кроме того, появившиеся в партии альта флажолеты на форшлагах компенсируют уплотнение оркестровой фактуры в партитуре. И снова используется приём разнонаправленного мелодического движения, отсутствующего в инварианте, в ц. 58. Интересно, что волнообразной мелодической линии партии альта в пределах e2h2 соответствует противоположное направление верхних голосов фортепиано на фоне мощных аккордовых пластов в низком регистре. Таким образом, уплотнённая фактура вместе с accelerando e crescendo создаёт огромное напряжение во время остановки на уменьшённом трезвучии, переходящем в кластер, – Петрушку охватывает ужас.

30 Дек 2020 в 10:03. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв