Просмотров 52

Мы легко можем проследить, что в произведениях античного эпоса миф был живой дышащей реальностью, правдивым сказанием, истинным бытием. Архаический миф был и отражением реальности, и ее основным формирующим фактором.

Важную роль в связи между мифом и реальностью играет обряд или ритуал. Будучи символическим действом, ритуал образовывал прочную связь человеческого бытия с бытием сакральным, божественным. Разрозненные части мифологических сюжетов составляли единую картину мира, гармонично структурируя пугающе хаотичную реальность, образуя целостное бытие. Таким образом, ритуал становится не просто руководством к определенным действиям, а средством приобщения человека к гармонии бытия. Средством социализации. Ритуал как деятельная составляющая мифа воплощает в реальности сам миф, воссоздавая в себе мифологическое бытие, его события и героев. Приобщение к ритуалу, воплощающему миф, есть чрезвычайно сильный фактор социализации, обеспечивающий сплоченность, доступную лишь самым фундаментальным человеческим привязанностям.

Древнейшие мифы нередко имели в своей основе теогонические и космогонические мотивы. Сакральные события творения мира, богов и людей, запечатленные в мифе, представали перед новыми поколениями в незыблемости, как непреложная истина. Деяния древних божеств и не менее древних героев пребывают вне времени и обыденности. Любое приобщение к этим сакральным событиям, часто через ритуал, обеспечивают своеобразную связь между обыденностью человеческого бытия и величественной сакральностью бытия мифологического.

Впоследствии взаимосвязь мифа и ритуала утрачивает свою значимость. Без ритуала мифы становились сказочными фантазиями, поэтическими сюжетами, а ритуал без мифа – простой формальностью, традицией без прямой основы.  

В рамках мифологического сознания ритуал раскрывает прочную связь древнего мифа с антропоморфизмом, тотемизмом и анимализмом. Данные черты в том или ином виде сохранились в мифологическом сознании современного человека. Стремление к единству с окружающим миром оформляется в сильнейший креативный импульс мифотворчества. Древний человек не отделяет себя от природы, олицетворяя в своих сюжетах стихию как проявление антропоморфных высших сущностей, обращенных в своих действиях к человеческому бытию.

Единство с природой выступает здесь в виде острой необходимости, что закономерно вырисовывает четкую параллель, где природа – это макрокосм, а человек – микрокосм. Подчеркивая эту связь, вспомним такие классические речевые обороты, как «ревет буря», «бежит ручей» или «море бушует», которые наделяют безличную природную стихию характерными и понятными для людей чертами. Взаимодействие такого порядка уже становится космическим, определяя человека как сопоставимую с природой величину.

12 Июл 2021 в 12:56. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв