Просмотров 52

Отдельно отметим человеческие жертвоприношения, поскольку каждая культура наделяла подобные ритуальные практики совершенно особенным смыслом. Не стоит полагать, что принесение в жертву человеческой жизни – это пережиток древнего родоплеменного строя. Важно понимать, что, будучи по своей сути ритуалом, принесение жизни в жертву не обязательно имеет религиозные мотивы. Однако за любой подобной жертвой с необходимостью стоит сильный миф, обеспечивающий приносящего жертву достаточным морально-нравственным основанием для свершения такого «ритуала».

В мифологии жертва определяется не ценностью для божества, а ее тяжестью для жертвующего. Чем выше ценность, тем значительнее и необходимость проводимого ритуала. Как следствие, индивид, отдающий самое ценное в жертву божеству, обретает самую прочную связь со своим сакральным покровителем, поддерживающим мир в его целостности.

Современный мир в своем разнообразии отражает множество форм мировоззрения, и мифология среди них все так же остается актуальной. Миф как культурная единица присутствует практически во всех областях культурного пространства современности. Ф. Ницше утверждал, что культура, лишенная мифа, «теряет свой здоровый творческий характер природной силы: лишь обставленный мифами горизонт замыкает целое культурное движение в некое законченное целое» [3, с. 204]. Миф скрепляет восприятие действительности в целостную картину, придавая завершенность как религии и идеологии, так и науке с искусством.

Таким образом, в социальном плане миф обеспечивает сплоченность народов в масштабах целых государств, заменяя собой межплеменную конкуренцию, доказавшую свою малоэффективность перед крупными сообществами, объединенными культурно. Задача мифа в культуре – дать индивиду прочный морально-нравственный и мировоззренческий фундамент в рамках процесса социализации. В своей структуре миф имеет два уровня: понятийный и образный. Сочетание рациональных понятийных структур и чувственных образных представлений дает мифологии огромный простор для самореализации в масштабе культуры. Такая универсальность в рамках социализации индивида представляется как наиболее приемлемая альтернатива, удовлетворяющая основные когнитивные потребности человека. Это позволяет мифу сохранять свою актуальность, оставаясь при этом живым отражением культуры.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Голосовкер, Я. Э. Избранное: Логика мифа / Я. Э. Голосовкер. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2010. – 496 с.
  2. Лосев, А. Ф. Миф. Число. Сущность / А. Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1994. – 919 с.
  3. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше; пер. с нем. Г. Рачинского. – СПб.: Азбука, 2000. – 231 с.
  4. Осаченко, Ю. С. Введение в философию мифа / Ю. С. Осадченко, Л. В. Дмитриева. – М.: Интерпракс, 1994. – 173 с.
  5. Пивоев, В. М. Мифологическое сознание как способ освоения мира / В. М. Пивоев. – Петрозаводск: Карелия, 1991. – 111 с.
  6. Тэн, И. Философия искусства / И. Тэн. – М.: Республика, 1996. – 351 с.

 

Прокопенко Д. С. Роль мифа в социализации индивида

Данная работа посвящена анализу закономерностей процессов формирования мифологического сознания в рамках социализации индивида, а также изучению процесса создания устойчивых мифологических конструктов и принципов их взаимодействия с познающим субъектом. Современные реалии информационного общества формируют острую необходимость в понимании основных принципов социализации и культурной преемственности, что, в свою очередь, придает особое значение мифу как культурной единице. Данная работа отражает влияние мифологических структур на формирование действительности как отражения причинно-следственных связей.

Ключевые слова: индивид, культура, миф, мифология, мифопоэтическое, мифологическое сознание, социализация.

 

Prokopenko D. S. Role of Myth in Individual Socialization

This work is devoted to the analysis of the patterns of the formation of mythological consciousness within the framework of the socialization of the individual, as well as the study of the process of creating stable mythological constructs and the principles of their interaction with the cognizing subject. The modern realities of the information society form an urgent need to understand the basic principles of socialization and cultural continuity, which in turn gives particular importance to the myth as a cultural unit. This work reflects the influence of mythological structures on the formation of reality as a reflection of cause-and-effect relationships.

Key words: individual, culture, myth, mythology, mythopoetic, mythological consciousness, socialization.

12 Июл 2021 в 12:56. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв