Просмотров 52

Очевидно, что цивилизация, обеспечивая людям материальные блага, произрастает из мифологии. Именно за счет последней появилась возможность объединения людей в достаточно крупные сообщества со своими собственными системами взглядов. Мифология сформировала духовное ядро цивилизации, объединила колоссальные массы людей в единые народности. Это позволяет нам говорить о мифологическом сознании как о способе социализации индивида в масштабах целых народов и цивилизаций. «Община и территория обитания, освоенная ею, отражается в мифологическом сознании как „этот” мир или просто мир (космос), „правый” мир – в противовес „иному”, „левому”, потустороннему миру» [5, c. 62].

Одним из важнейших принципов взаимодействия с сакральными силами через ритуал выступала культура жертвоприношений. Многие ритуалы строятся на жертвоприношении как на главном мифологическом действе, обеспечивающем взаимодействие с божественным через материальное воплощение. Доподлинно неизвестны истоки данной практики, но можно с определенной долей уверенности предположить, что «жертва» – это форма сделки с высшими сущностями, имеющая своей целью не просто выразить свое почтение, но и получить в награду «благословение» в той или иной форме (богатый урожай, удачный поход, крепкое здоровье и т. д.). Ритуалы, связанные с жертвоприношениями, выступают мощнейшим фактором социализации благодаря совместному приобщению к божественным практикам и принципам их взаимосвязи. К тому же концепция жертвы как таковая позволяет приобщить индивида к необходимости принесения определенных «жертв» ради всеобщего блага. А как мы знаем из психологии, каждая принесенная ради определенной цели жертва делает эту цель все более ценной в глазах человека. Таким образом, чем больше жертв на пути к общественному благу принесет индивид, тем ценнее оно для него будет и тем больше сил он будет готов потратить на его защиту, что определенно будет способствовать социализации в полной мере.

Именно мифология сформировала идею появления мира в виде результата жертвоприношения: демиург в акте творения приносит в жертву свое тело и дух, чтобы дать рождение всему сущему. Таким образом не только формируется хтоническое представление о структуре мира, но и обосновывается причина почтительности «творений» (людей) к своему создателю, выступающему в одном ряду с кровнородственной связью с предками. Являясь еще одним фактором социализации, ритуал жертвоприношения также показывает, что ничто не берется из ниоткуда и, соответственно, не исчезает в никуда. Так миф наделяет бытие индивида сакральным смыслом, формируя представление о ценности человеческой жизни, социума и материальных ценностях, в рамках духовно-нравственной культуры. «Миф как реальность есть нечто целое, некий жизненный мир, мир жизни человека и его смыслов, мир, который каждый раскрывает с особой стороны, видит со своей точки зрения. Каждый человек погружен в миф как в свое первопространство видения, как в свое поле зрения, поле открывающихся перспектив, как в свой жизненный горизонт» [4, с. 115].

12 Июл 2021 в 12:56. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв