Просмотров 52

Для мифологического сознания характерна персонификация связи человека и природы в рамках определения различного рода божественных, нередко антропоморфных сущностей, обладающих определенной иерархией и отвечающих за определенные сферы влияния. Социальная структура человеческого общества, которое проецируется на структуру окружающего мира, определяет вид, положение и ключевые принципы божественной иерархии. В рамках социализации индивида описание общественного устройства мифологических божеств дополняет и аргументирует общественное устройство социальной группы, в которой состоит индивид. Саморегуляция работает таким образом, что спроецированное социальное устройство, создавшее миф, впоследствии поддерживается за счет созданного мифа, определяющего сакральный образец для подражания в виде «идеального мира богов». Индивид, приобщенный к данному мифу, принимает текущий социальный строй как определенный высшими силами, легитимируя, таким образом, иерархическую структуру и общественные институты, которые ее поддерживают.

Значение мифа для статуса природных и социальных явлений заключается в том, чтобы обусловливать понимание социальной и природной гармонии. Миф дает основание для понимания структур и принципов общественного устройства. Через мифологический троп исторические события обретают масштаб природной стихии (вражеская армия отождествляется с лесным пожаром, благородный правитель – с ясным солнечным днем и т. д.). Обретение статуса «природных» позволяет возводить исторические события в ранг хтонических преданий. И кроме как через миф, этот процесс никак не возможен.

Для становления цивилизации значение мифа определенно велико. Такие великие цивилизации, как шумерская или египетская, напрямую обеспечивали свое развитие и процветание за счет прихотей природных условий, что в целом довольно характерно для ранних цивилизаций. Долина в пересечении рек Тигр и Евфрат благодаря своему плодородию позволила сформировать уникальную культуру, мифология которой оказала значительное влияние на многие поколения, так что даже современные обыватели знакомы с некоторыми вариациями мифа о Гильгамеше, не говоря уже о ницшеанских идеях зороастризма, имеющих те же истоки. Египет, чье выживание напрямую зависело от разливов Нила, обеспечивающего богатый урожай, сформировал не менее значимую мифологию, особенности которой легко прослеживаются в массовой культуре современности. Прочная связь «природа – мифология – цивилизация» обеспечивает мощное культурное основание для любого общества. Такое общество уже способно к самостоятельному существованию, будучи независимым от необходимости быть частью другого общества.

Здесь мы подступаем к одной из важнейших функций мифа в рамках социализации индивида. Цивилизация возникает только при условии достаточного развития культуры. На ранних этапах становления той или иной культуры говорить о цивилизации нельзя в силу недостаточности культурного фундамента. Общество, способное к устойчивому и продолжительному существованию, образуется за счет непрерывного и неизбежного влияния определенных систем воззрений, способных сдерживать бурный поток разнообразных мнений и желаний, характерный для любого социума. Имея в наличии огромное число индивидуальных позиций каждого члена, общество обращается к собственным базовым принципам и убеждениям ради регулирования своих разногласий. Эта роль настолько важна, что все без исключения общности имели в своей структуре орган, отвечающий за разрешение внутренних противоречий. В наиболее архаичных обществах бремя ответственности несли жрецы, вожди либо умудренные опытом старцы, чей авторитет не вызывал сомнений. Современная общественная модель подразумевает наличие судебной системы, отвечающей за данную функцию, однако при этом ту же функцию в определенной степени может взять на себя любой член общества, наделенный авторитетом и опытом. Защита общественных устоев обеспечивается мифологизированным сознанием, преобразующим всеобщие правила в предания, заветы и притчи. Миф как культурная единица оказывает сильнейшее влияние на носителя культуры. Настолько сильное, что следование нормам, закрепленным в мифе, может заставить человека нарушить законы общества, частью которого он является. «Обратной стороной распространения в массах культуры было то, что повсюду цивилизация нарушала естественное равновесие способностей и наклонностей, подавляла одни из них и преувеличивала другие, жертвовала ради будущей жизни настоящей, ради божества – человеком, ради государства – личностью» [6, с. 208].

12 Июл 2021 в 12:56. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв