Просмотров 149

Графические работы Михаила Врубеля производят завораживающее впечатление благодаря внутренней динамике темных и светлых тональных пятен. Можно отметить, что противостояние черного и белого в произведениях этого художника дает звонкую вибрацию изображенной воздушно-пространственной среды. На светлые фоны будто вползают призрачные тени, корпусные по фактуре и выразительные по силуэту, и расползаются подобно чернильным кляксам. Проработка деталей контурными линиями конкретизирует образный строй, делает персонажей узнаваемыми, но главное для Врубеля – пластика лаконичных пятен, оригинальная стилизация и композиционная целостность графического листа. В частности, произведение «Раковина» (1904 г.) показывает, что художник был увлечен не только демонической красотой традиционных для его творчества персонажей, но и ритмическим звучанием абстрактных линий и пятен (см. рис. 4).

Рис. 4

Рис. 4

Как и у М. Врубеля, контрастное звучание линии и пятна приобрело особенную художественную ценность в работах итальянского художника Ренато Гуттузо [2]. Обобщая стилистические особенности его графического наследия, необходимо отметить тот факт, что рисунки этого автора не были ориентированы на выявление объемов в пространстве. Большинство из них выполнены лишь контурной линией с минимальным использованием светотеневых эффектов, при этом сам контур не является ограничением формы – напротив, он подчеркивает движение материи в пространстве, разрушая всяческие ограничения. На графическом листе «Женщина на коленях» (1960 г.) линии разной плотности мягко очерчивают изящные формы женского тела, произвольно растворяясь в черном пятне (см. рис. 5). Достоверный конкретизированный образ сформирован из небрежно размашистых, почти абстрактных пятен и линий. Здесь нет чертежно-технической скованности – только абсолютная свобода, при этом столь вольная манера проработки не стала препятствием для анатомически правильного построения фигуры. Работа «Сидящая женщина» (1961 г.) выполнена в более жесткой технике, но из совокупности грубых разнонаправленных штрихов и фактурных пятен Гуттузо вычленил мягкие изогнутые линии, воссоздающие живое движение в сложном ракурсе (см. рис. 6). Таким способом он сообщил мягкой материи большую выразительность через контраст с грубой жесткой фактурой.

01 Мар 2016 в 09:15. В рубриках: Generation P. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв