Просмотров 321

Не меньший интерес представляла и другая грань этого мастерства В. И. Белостоцкого – его умение виртуозно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся, его умение незаметно подводить их к нужным выводам и оценкам. Ярче всего это можно было наблюдать во время обсуждения учителем и учениками только что прослушанного музыкального произведения. Внешне это выглядело так. Учитель беседует с учениками, задавая им самые простые и естественные вопросы. При этом ученикам разрешается отвечать, не поднимая руки и не вставая с места. Очень скоро в такую беседу оказывается вовлечённым весь класс. И вот в конце такого обсуждения ученики приходят к нужным, ожидаемым учителем выводам и оценкам. При этом они абсолютно уверены, что пришли к этим выводам самостоятельно, и, следовательно, это знания, добытые ими, а не навязанные извне. Никому из учеников даже в голову не приходит, что к этим выводам и оценкам их филигранно, незаметно и с ювелирной точностью подвёл учитель. Кстати сказать, попытки студентов-практикантов механически скопировать эту методику нередко приводили к курьёзным ситуациям.

Владимир Иосифович всегда по-отечески заботливо относился к практикантам, стараясь, где это возможно, помочь, подсказать, «подставить плечо». Когда студентам приходилось самостоятельно давать уроки, педагог всегда выбирал те дни, в которые по расписанию было как можно больше параллельных классов. Все студенты-практиканты приходили к первому уроку, который проводил сам Владимир Иосифович. Это был урок в классе «А». Все последующие уроки (в классах «Б», «В», «Г» и т. д.) по очереди проводили студенты-практиканты. Наиболее сообразительные из них старались максимально подробно зафиксировать и ход урока, и вопросы, которые задавал Владимир Иосифович ученикам, а затем слово в слово повторяли их на своих уроках. Первый же неожиданный ответ учеников ставил такого практиканта в тупик. Впоследствии, во время анализа проведённых уроков, Владимир Иосифович охотно «разоблачал этот фокус», как сказал бы один из героев М. Булгакова. Все эти вопросы он не готовил заранее. Чётко определив необходимый ему результат (вывод, оценку), он импровизировал, задавая их по ходу занятия и, таким образом, подводил учеников к нужному ему результату.

И конечно, очень важным и эффективным помощником В. И. Белостоцкого в его педагогической работе был созданный им кабинет музыки. Разумеется, кабинет музыки как таковой не был чем-то новым. В центральных школах подобные кабинеты создавались уже с начала 70-х годов прошлого столетия. Но их техническое оснащение было чрезвычайно скромным – ведь «музыка и пение» оставалась дисциплиной второстепенной.  Как правило, оно ограничивалось одним-двумя нотными станами на доске, пианино, недорогим электропроигрывателем и набором грампластинок. В. И. Белостоцкий, имевший на тот момент за плечами более 20 лет учительского стажа, прекрасно понимал, что даже самое выдающееся музыкальное произведение в плохом звучании не может вызвать у школьников полноценный эмоциональный отклик. А для того чтобы усилить этот отклик, сделать каждый урок неповторимым и запоминающимся, можно и нужно использовать и другие технические средства. Все эти средства Владимир Иосифович и собрал в своём «кабинете музыки будущего». Остановимся на его описании более подробно.

01 Ноя 2018 в 12:20. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв