Просмотров 321

УДК 37.013.43 

 А. И. Василенко

Несмотря на то, что городу Луганску лишь чуть больше 200 лет, в разные годы здесь жило и работало немало людей ярких, неординарных и даже выдающихся. И активизировавшиеся в последние годы научные исследования в области исторического и художественного краеведения предоставляют тому всё новые подтверждения. Даже если ограничиться интересующим нас краеведением музыкальным, то и здесь за последние годы проделано немало работы. В подтверждение сказанного сошлёмся, в частности, на материалы проходившей в феврале 2018 года на базе ЛГАКИ имени М. Матусовского научной конференции «Страницы музыкальной культуры Луганщины», явившейся очередным важным шагом в изучении данной проблематики.

Не ставя своей задачей создание исчерпывающего библиографического списка работ по интересующей нас теме, выделим всё же две из них, представляющие, на наш взгляд, особый интерес. Обращаясь к области теоретического музыкознания, упомянем редакцию фундаментального труда Г. Гесса де Кальве, инженера, музыкально-общественного деятеля, пианиста, дирижёра и композитора, жившего в г. Луганске в самом начале ХІХ века «Теория музыки», сделанную доцентом ЛГАКИ имени М. Матусовского Т. И. Теремовой. Заметим попутно, что этот труд сыграл важную роль в музыкальной жизни России первой половины ХІХ века, а в знаменитом Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона данная работа аттестуется как первая по теории музыки, изданная в России. Среди работ музыкально-исторических выделим монографию заслуженного деятеля искусств Украины, профессора ЛГАКИ Е. Я. Михалёвой «В постижении красоты. Луганская областная филармония», привлекающую как обстоятельностью, так и заинтересованностью изложения, что, впрочем, вполне закономерно. Дело в том, что автор книги – не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник описываемых событий.

В то же время приходится признать, что ещё далеко не все страницы музыкальной истории Луганска получили достойное освещение. Так, практически ничего не написано о массовом музыкальном воспитании в школах города. А ведь не секрет, что и на луганской ниве просвещения трудилось немало музыкантов ярких и креативных. Одному из них – отличнику народного образования СССР и УССР, учителю-методисту, выдающемуся педагогу Владимиру Иосифовичу Белостоцкому (1933 – 1996) – и посвящена настоящая работа.

В 70 – 90-е годы прошлого века Владимир (Владлен) Иосифович Белостоцкий был хорошо известен и пользовался высоким авторитетом в профессиональных кругах как в Луганске, так и за его пределами. Проводимые им уроки редко обходились без посетителей. Чаще всего это были студенты-практиканты, коллеги-учителя, слушатели курсов повышения квалификации, аспиранты, соискатели и, конечно, методисты всех уровней. Его практический опыт работы был описан в нескольких диссертациях, ему неоднократно предлагали работу в соответствующих вузах (ЛГПИ, ИУУ), обещая при этом всестороннее содействие в защите диссертации. Впрочем, Владимир Иосифович каждое очередное такое предложение вежливо отклонял. Учителя по призванию, по его же собственным словам, менее всего привлекали абстрактно-научные рассуждения на тему «о путях и методах дальнейшего совершенствования…». Целью, смыслом и содержанием всей его жизни была школа, музыка, общение с детьми. Именно школе он отдавал себя без остатка.

01 Ноя 2018 в 12:20. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв