Просмотров 115

Итак, вид искусства (или стиль) – это непосредственное воплощение души культуры (прасимвола, прафеномена). Прасимволом аполлоновской души является «чувственное наличное отдельное тело» [Там же, с. 272], а ее адекватным воплощением – искусство скульптуры. Античная культура (аполлоновская душа) наиболее полно воплощается в скульптуре (пластике), поскольку античная культура – это культура тела [Там же, с. 375], и мир для древнего грека предстает суммой отдельных тел, изолированных вещей, а не пространственной бесконечностью. Этот телесный стиль античной культуры, по мнению О. Шпенглера, обусловлен характером греческого ландшафта.

Прасимволом фаустовской души является «чистое бесконечное пространство» (или пространственная бесконечность), а ее адекватным воплощением – искусство живописи и музыки (искусство фуги). Аполлоновская живопись отграничивает «отдельные тела резкими линиями и контурами», фаустовская  – «при помощи света и тени творит пространства» [Там же, с. 272]. О. Шпенглер раскрывает суть фаустовского искусства как искусства вечного становления, динамической мировой судьбы, как «исторического» искусства [Там же, с. 367].

Фаустовские искусства – это изобразительные искусства, к которым О. Шпенглер относит живопись и музыку (еще один парадокс!), выражающие чувства бесконечного пространства и являющиеся по своей сути переживанием глубины. Разница между ними заключается в том, что музыка воспроизводит переживание глубины с помощью непосредственной трактовки протяженности, а живопись – посредством создания на плоскости впечатления протяженности. Непосредственное подражание чистому, бесконечному пространству стало возможным для полифонной инструментальной музыки. В то же время, живопись – это такое искусство пространства, которое создает впечатление чистой глубины и отрицает самостоятельное существование тел [Там же, с. 407]. Этот живописный стиль наиболее полно воплощается в искусстве барокко.

Таким образом, музыка, которая традиционно считалась искусством времени, характеризуется Шпенглером как искусство пространства. Первая точка зрения соответствует позиции формального подхода к выявлению специфики видов искусства, а вторая – позиции содержательного подхода. Первая позиция определяет временной характер музыки тем, что музыкальный образ последовательно разворачивается в физическом времени, согласно второй позиции пространственность музыки обусловлена ее душой – переживанием пространства, переживанием глубины.

01 Июн 2016 в 09:18. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв