Просмотров 299

Сравнивая живопись Рафаэля и живопись Тициана, О. Шпенглер отмечает, что это два совершенно разных искусства: первая несет в себе пластический дух, вторая – музыкальный дух, поскольку техника работы мазками и световыми эффектами ставит ее рядом с искусством фуги [Там же, с. 338]. Сравнивая сидящую Венеру Куазево (1686) в Лувре с ее античным образцом в Ватикане, ученый подчеркивает, что первая – это пластика как музыка, вторая же – пластика в собственном смысле слова [Там же, с. 343].

Таким образом, согласно концепции О. Шпенглера, вид искусства –  это такое содержание, которое не обязательно связано с конкретным материалом. И пусть нас не вводит в заблуждение тот факт, что произведения Тициана представляют собой изображения красками на холсте, так же, как и произведения Рафаэля. Главное то, что техника Тициана (работа мазками и световыми эффектами) подобна искусству фуги, и поэтому его произведения можно отнести к музыке.

Парадоксальные утверждения О. Шпенглера позволяют нам еще раз обратить внимание на органическую взаимосвязь различных видов искусства, возможности их проникновения друг в друга, что является свидетельством наличия относительных границ этих видов. В последнем примере речь идет, собственно, о пластичности и музыкальности живописи.

«Содержательный радикализм» О. Шпенглера можно расценивать как реакцию на чисто формальный подход к пониманию искусства, реакцию на абсолютизацию материала в толковании видовой специфики. Концепция этого выдающегося ученого стала своеобразной революцией в теории видов искусства, и, несмотря на некоторую ее ограниченность, обращает наше внимание на содержательные аспекты видообразования.

Трудности в понимании исторического движения видов искусства всегда были связаны с тем, что вид искусства рассматривался в эстетике и искусствоведении преимущественно как самостоятельная сущность, как отдельная часть или сфера искусства. Однако вид искусства проявляет себя как определенный принцип художественного видения мира, воплощённый в отдельном произведении. И поэтому понятие вида искусства, безусловно, пересекается с понятиями стиля и метода как определенных принципов художественного творчества. Не случайно О. Шпенглер в своем исследовании часто употребляет понятия «вид искусства» и «стиль» как тождественные, говоря о «пластическом стиле», «живописном стиле», «музыкальном стиле» [Там же, с. 360].

01 Июн 2016 в 09:18. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв