Просмотров 342

Такой вывод соответствует шпенглеровскому пониманию взаимосвязи пространства и времени. Для О. Шпенглера время – это пространство, которое находится в процессе становления. «Тайна завершающейся жизни, на которую намекает слово «время», служит основанием тому, что, будучи завершено, обозначается словом «пространство», смысл которого доступен скорее внутреннему чувству, чем пониманию. Всякая настоящая протяженность, настоящая, поскольку она являет собою осуществленное переживание, в действительности осуществляется исключительно переживанием глубины; и как раз это направление, протяжение в глубину, в даль – для глаза, чувства или мышления – этот переход от чувственно-хаотической плоскости к космически-устроенной картине мира и есть то, что, обретаясь в чистом становлении, определяется словом „время”» [Там же, с. 257]. Поэтому инструментальная музыка великих мастеров XVIII в. – это «единственное из всех искусств, мир форм которого внутренне родствен интуиции чистого пространства» [Там же, с. 266].

Своеобразное понимание сущности вида искусства, его органической взаимосвязи с душой конкретной культуры объясняет и необычную оценку О. Шпенглером места западноевропейского Ренессанса в истории искусства. Ученый настаивает на том, что античная культура принципиально не может быть возрожденной, так как она давно умерла, и нет никакой связи между ней и западной культурой. Две культуры отличаются характером эстетического переживания, обусловленным разным мироощущением. Переживание бесконечного пространства не могло быть воплощенным в форме античной статуи, и поэтому ренессансное произведение пластики с необходимостью становится живописным. Изваянная статуя самим видом своего бытия противоречит тому мироощущению, которое в художественном произведении «желает искания, а не обладания». Именно поэтому Микеланджело бесполезно пытался «вложить … всю полноту своей личности в язык мрамора, в эвклидовскую материю, отказывавшуюся ему повиноваться» [Там же, с. 397]. Ренессанс в понимании О. Шпенглера – это такая фаза развития западного художественного стиля, суть которой заключается в сопротивлении фаустовской душе.

Понятие вида искусства помогает О. Шпенглеру показать единство стиля конкретной культуры. Однако связь художественного стиля локальной культуры с видом искусства наиболее полно раскрыта только на примере античной и западноевропейской культуры. Что касается египетской и арабо-византийской культуры, то обнаружение сущности стиля этих культур не позволило ученому определить соответствующие виды искусства.

01 Июн 2016 в 09:18. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв