Просмотров 493

М. Волошин был одним из первых, кто в начале ХХ века заговорил о ценности человека и о его сущности. Сущность, природа человека в поэтической концепции М. Волошина – огонь. «Ритм огня» – то, что определяет человеческую жизнь, ее «горение» и смысл [7, с. 71].

Говоря о том значении, которое поэт придавал огню и горению, на наш взгляд, стоит согласиться с С. Лутовой, которая обратила внимание на присутствие в творчестве М. Волошина космического цикла  Гераклита: «От огня в твердь и снова в огонь – через распад форм мироздания» [6]. Поэт не ссылается на Гераклита, но, как полагает С. Лутова, его философия  несомненно питает мысль русского символиста. Представление об огненной природе человека присутствует и в предшествующих произведениях поэта, например в стихотворении «Китеж»: «Но от огня не отрекусь.  Я сам – огонь. Мятеж в моей природе» [Там же]. В поэме «Путями Каина» М. Волошин  пытается рассмотреть человека и  будущее человечества в Гераклитовой перспективе: «Век Прометея кончился – на смену / Пришел век взрыва. В горне очага / Паялся род, алтарь и государство, / Но очагом отныне будет взрыв, / Что сплавит мир иным вселенским сплавом» [3, с. 305].

Поэт рассматривает историю человеческой культуры как лестницу, где каждая ступень «была восстаньем творческого духа». Человек противостоит «древнему хаосу» как «зодчий». Но трагическая коллизия исключения прачеловека из природы осмысливается как сошествие темного и косматого зверя с ума, что превратило его в опаснейшего и злейшего из зверей —«Безумным логикой / И одержимым верой» [Там же, с. 279].

Не рождает ли ум безумие? Не заложен ли в человеке некий неустранимый разрушительный импульс? Этими вопросами в ХХ веке задавался не только поэт. Утрата веры в разум, страх перед разрушительной энергией неконтролируемого бессознательного – характерные черты мировоззрения ХХ века. В духе времени М. Волошин понимает ум  как «творчество навыворот» [Там же, с. 279].  Поэтому, хотя человек, как пишет поэт: «Вспять исследил все звенья мирозданья, / Разъял вселенную на вес и на число, / Пророс сознанием до недр природы, / Вник в вещество, / Впился, как паразит, в  хребет земли неугасимой болью, / К запретным тайнам подобрал ключи, / Освободил заклепанных титанов, / Построил им железные тела, запряг в неимоверную работу», – итог этой  деятельности человека для него самого – плачевный:  «Преобразил весь мир, но не себя, / И стал рабом своих же гнусных тварей» [Там же].

01 Июн 2016 в 09:17. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв