Просмотров 214

Пар и машины изменили не только образ жизни человека, они изменили его картину мира, его представление о времени и о пространстве: «Пар сократил пространство, сузил землю, / Сжал океаны, вытянул пейзаж / В однообразную раскрашенную Ленту / Холмов, полей, деревьев и домов». Он  отнял у человека радость непосредственного общения с природой, «Замкнул Просторы путнику, / Лишил ступни / Горячей ощупи / Неведомой дороги, / Глаз – радости открытий новых далей, / Ладони – посоха, а ноздри – ветра» [Там же]. Поэт обращает внимание на то, что из жизни ушли тишина и размеренность – необходимые условия для жизни души, что это негативно повлияло на самого человека и человеческое общение. «Свист, грохот, лязг, движенье – заглушили / Живую человеческую речь, / Немыслимыми сделали молитву, беседу, размышленье» [Там же, с. 296]. Можно ли упрекать поэта в некоторой романтизации прошлого, в непонимании действительных достижений прогресса? Думается, что нет. Он принимает дерзновения человеческого духа, мятежного духа. Но его задача – показать трагедию материальной культуры и необходимость внутреннего преображения самого человека, одержимого познанием и преобразованием внешнего мира.

Человек, жаждущий познаний и открытий, стремится тем самым не только превознести себя, но и облагодетельствовать человечество. Так было и с изобретением машины.  Однако, как пишет поэт, «нет машины, не принесшей в мир / Тягчайшей нищеты / И новых видов рабства». «Дух, воплощаясь в чреве, строит тело: / Пар, электричество и порох, / Овладевши / Сознаньем и страстями человека, / Себе построили Железные тела» [Там же, с. 298]. Человек оказался не всемогущим магом, а лишь учеником волшебника, который, призвав стихийных демонов, не сумел с ними справиться.  В результате «Машина победила человека» [Там же, с. 299] и превратила в своего раба, «Царя вселенной в смазчика колес» [Там же, с. 296]. Эта победа машины оказалась для человека чревата утратой человеческого Духа. Бездушная машина, заняв место человека, диктует теперь, кем ему быть: «Машина научила человека / Пристойно мыслить, здраво рассуждать. / Она ему наглядно доказала, / Что Духа нет, а есть лишь вещество, Что человек – такая же машина, / Что звездный космос только механизм / Для производства времени, что мысль / Простой продукт пищеваренья мозга, / Что бытие определяет дух, / Что гений – вырожденье, что культура – / Увеличение числа потребностей, / Что идеал – Благополучие и сытость, / Что есть единый мировой желудок / И нет иных богов, кроме него» [Там же, с. 299]. Автора «Путей Каина» отвращает и пугает общество потребления, в котором он видит прямую угрозу существованию человечества – быть переваренным им же созданным монстром.

01 Июн 2016 в 09:17. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв