Просмотров 214

Чтение поэмы убеждает нас в негативном отношении поэта к техническим достижениям западноевропейской цивилизации, поэтому необходимо уяснить, что сформировало художника как личность. Максимилиан Волошин за свою жизнь много путешествовал, побывал в Париже, Берлине, Италии, Греции, Риме, Испании и, как он пишет о себе, «ходил с караванами по пустыне». Путешествовал он на гроши, ночуя в ночлежных домах.  Но это были и духовные странствия. Он знакомится с искусством и философией, читает Бергсона, Шпенглера, Анатоля Франса, Флобера, Готье.  Но именно Ф. Ницше и В. Соловьев, как считал поэт, дали ему «возможность взглянуть на всю европейскую культуру ретроспективно – с высоты азийских плоскогорий – и произвести переоценку культурных ценностей» [Там же, с. 350]. Дегуманизацию человеческой культуры и морали он усматривал в машинной цивилизации. Отсюда становятся понятными его предостережения от опасности «продешевить дух человека «за радость комфорта и мещанства».  К этому следует добавить, что Волошин был русским человеком по духу, любил Русь, «святую» и «грешную», русскую культуру, отрицательно относился ко всякой политике и государственности. В дни революции он призывал быть Человеком, а не гражданином, отдавая  приоритет  общечеловеческим ценностям.

Рассмотрим, как поэт описывает совершенно мирное открытие человечества – ПАР. Долгое время пар  вился незамеченным над кастрюлькой домашнего очага, но вот «Котел, в котором тысячи веков / Варился суп, удалось поставить на колеса». Побежали паровозы и поезда, позволяющие людям преодолевать огромные пространства. Казалось бы, какие возможности открываются перед человеком и какую  радость это открытие должно доставить людям! Однако многие мыслители наряду с благами, которые принес пар и машины, увидели обратную сторону прогресса. Так, Николай Бердяев писал: «Технизация жизни улучшает сообщение между людьми, но она же увеличивает, а не уменьшает разобщенность между людьми» [1, с. 309]. Мы видим, что Максимилиан Волошин в своем критическом отношении к техническому прогрессу не одинок. Поэт сознательно делает акцент на негативных сторонах технических открытий, показывая, как вначале «покорный / Чугунный вол внезапно превратился / В прожорливого минотавра» [3, с. 295], пожирающего людей. Блага цивилизации не даются человечеству легко. Всегда есть те, кто этими благами пользуются, и те, кто создает их в нечеловеческих, рабских условиях. Так, «Пар послал / Рабочих в копи – рыть руду и уголь, / В болота – строить насыпи, в пустыни – / Прокладывать дороги, / Запер человека / В застенки фабрик, в шахты под землей» [Там же]. Но не только человек становится жертвой победно шествующего прогресса. Новые изобретения человечества приносят вред земле, окружающей природе, «запачкивая» небо угольной сажей, копотью закрывая от человека лучи солнца.

01 Июн 2016 в 09:17. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв