Просмотров 321

В свою очередь, значимость портрета-жизнеописания обусловлена тем, что собственно литературное жизнеописание всегда было ценным, начиная с античной культуры, о чем свидетельствуют известные биографии греков и римлян (Цицерона, Цезаря, Брута, Октавиана Августа, Александра Македонского и др.). Более того, история литературы наполнена сочинениями, которые смело можно отнести к портретам. Это – мемуары, записки, художественные автобиографии, в числе которых назовем «Наедине с осенью» К. Паустовского; «Три Дюма» А. Моруа; «Силуэты писателей» Ги де Мопассана; «Литературные портреты» Ш. Сент-Бева; «Строителей мира» С. Цвейга, «Современников» К. Чуковского и т. д.

Очевидно, подобное положение дел объясняется не только повествовательной природой самой литературы, но также и тем, что художественное творчество не довольствуется фиксацией одних лишь только внешних параметров человека, в том числе отражением его эмоционального состояния или представлением черты его характера. Как правило, оно пытается добиться большего, а именно: представить человека через его судьбу. При этом жизнь персонажа являет собой цепь ситуаций, событий, поступков, в которых человек раскрывает себя.

Соответственно портрет-жизнеописание может быть квалифицирован как динамичная «развёртка» личности героя, «сжатая», «спрессованная» в относительно небольшом пространственно-временном отрезке. Действительно, выстраивая последовательно эпизоды биографии персонажа, писатель постепенно составляет «летопись» его жизни, объединяя отдельные ракурсы в собирательно-целостное представление о его жизненном пути. Именно поэтому в портрете-жизнеописании все события фокусируются на центральной фигуре, которую в разных ситуациях и обрисовывают.

При этом развёртывание сюжета интересно лишь постольку, поскольку оно содержит предпосылки философско-психологического портретирования. Эпизоды, раскрывающие личность, складываются воедино, образуя объёмный портрет, запечатлевающий личность в её целостности. Экспликация личности посредством последовательного представления эпизодов её жизни или сменой ракурсов требует развёрнутых крупных форм, нередко распадающихся на относительно самостоятельные или относительно законченные части. Одним из наиболее существенных художественных приёмов портрета-жизнеописания является контраст. Этим несложным, но эффективным приёмом достигается многоплановость, значительность и эпичность описания личности. В орбиту личности в портрете-жизнеописании входит вся прожитая ею жизнь, включая географические, социальные, исторические, национальные и культурологические обстоятельства, характеризующие её.

01 Мар 2016 в 09:11. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв