Просмотров 321

Наконец, портрет-штрих опознается посредством кратких характеристик того или иного персонажа, состоящих из упоминания одного или двух его признаков. Данный тип портрета встречается довольно часто в текстовом пространстве художественного произведения, но используется, как правило, при описании второстепенных и эпизодических персонажей. Причины, побуждающие автора к созданию подобного портрета, вполне очевидны. Им движет стремление как можно лаконичнее, ярче и красочнее представить своего героя, не останавливаясь на требующих детализации зарисовках.

Насколько свойственные литературному портретированию функции и соответствующие им типы портрета отвечают опыту визуализации? Прежде чем ответить на этот вопрос, заметим, что генетическая связь живописного сочинения с риторикой как искусством «украшенной речи» прослеживается еще в эпоху поздней античности. Речь идет о рядоположенности пластических искусств, поэзии и мудрости. Как утверждают исследователи, первым, кто поставил знак равенства между методом поэзии и методом создания живописи был Симонид Киосский, настаивающий на том, что живопись есть «безмолвная поэзия», а поэзия – «говорящая живопись» [2, с. 4].

Аргументацию данной точки зрения находим в работе П. С. Волковой. Отталкиваясь от предпринятого И. Р. Гальпериным анализа текста как объекта лингвистического исследования, П. С. Волкова утверждает, что «аналогично вербальному тексту в изобразительном можно различать три стороны художественной информации: содержательно-фактуальную (СФИ), содержательно-подтекстовую (СПИ) и содержательно-концептуальную (СКИ). Если СФИ всегда эксплицитна, то СПИ и СКИ – имплицитны. В то же время, будучи недоступны непосредственному наблюдению, подтекстовая и концептуальная стороны информации могут проступать посредством содержательно-фактуальной при повторном (многократном) к ней обращении со стороны читателя и/или зрителя» [3, с. 133].

Продолжая имеющуюся аналогию, выскажем предположение, согласно которому если содержательно-фактуальная сторона информации изобразительного текста отвечает информативной функции словесного портретирования, то его оценочной функции отвечает содержательно-подтекстовая сторона информации. В свою очередь, содержательно-концептуальная сторона информации визуального текста культуры будет соответствовать функции аналитической. Триединство обозначенных функций позволяет выдвинуть гипотезу, согласно которой наряду с соответствием какому-либо одному типу портрета, отвечающему той или иной функции, живописный портрет также может вмещать в себя несколько типов портретирования одновременно или, что то же, – предстать перед зрителем и как духовный портрет, и как портрет-характер, и как портрет-жизнеописание.

01 Мар 2016 в 09:11. В рубриках: Культура: люди и судьбы. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв