Просмотров 99

Чем вызван этот феномен? Очевидно, он является прямым ответом на отчуждение философии от повседневности, ее профессионализацию в рамках универсально-понятийного социокода – одновременно с ростом социальной потребности в философском просвещении секуляризированного общества, теряющего свои смысложизненные опоры. При этом философствование в виде истолкования выдающихся личностей вовсе не являлось лишь «популярной» литературой, но обе названные книги были выдающимися достижениями философской мысли и стали ее классикой. Если для Р. У. Эмерсона данный жанр стал формой восприятия старой культуры ее молодой американской ветвью, то у Т. Карлейля он оказался средством «омоложения» самой старой культуры «изнутри» путем ее возвращения к своим героическим истокам. Тем не менее в обоих случаях вторжение архаического лично-именного социокода – «кода» личностных образцов мысли и жизни в целом – в современную культуру отвечает одной и той же ее потребности в самообновлении.

Если определить общий принцип этого жанра, то его можно обозначить как персонологический метод, суть которого состоит в своего рода инверсии – в рассмотрении различных сфер культуры через призму личности конкретного человека, его творческого мира. Здесь не личность анализируется посредством применения к ней уже устоявшихся общемировоззренческих, психологических, религиозных, политических и историософских понятий, а, наоборот, сами эти понятия переосмысливаются в контексте специфики личностного опыта данного человека. Исходя из этого рабочего определения, целью данной статьи является анализ специфики биографии как формы передачи культурной традиции, исходя как из опыта существующих образцов этого жанра, так и из определенного понимания сущности культуры.

В коллективной монографии «Многообразие жанров философского дискурса» (2001) биография философа и тем более биография вообще в качестве жанровой формы философского творчества ее авторами не выделена. Однако ведущим автором данной книги В. И. Плотниковым было сформулировано принципиально важное теоретико-методологическое положение, в котором, по сути, уже содержится основание для выделения биографии в особый философский жанр. По его определению, философия «вынуждена каждый раз строить и перестраивать заново (иначе с концептами работать невозможно), и в будущем при моделировании жизненных миров индивидов ей придется делать то же самое. Работать же философу придется уже с новым инструментарием – с так называемыми уникалиями. Само по себе понятие «уникалия» философии известно давно, но в последнее время использовалось оно крайне редко и притом исключительно в гносеологическом плане. В настоящее время на первый план выходит потребность в онтологической и аксиологической интерпретации этого термина. Феномен человеческой индивидуальности должен быть осмыслен не только с точки зрения неповторимости ее жизненного пути, но и в качестве составной части целостного мира исторически развивающейся духовной культуры <…> Жизненный мир индивида может быть представлен только путем осознания культурного смысла всей совокупности общечеловеческих реалий <…> в их отношении к индивидуальному бытию человека» [8, с. 240].

09 Дек 2019 в 11:12. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв