Просмотров 244

Примерам несть числа, однако внутрихудожественные противоречия, полярность оценок, иногда полное неприятие тех или иных художественных произведений, течений, стилей, приемов etc. не затрагивали собственно бытия искусства. Последнее расширяло, революционно обновляло эстетическую шкалу ценностей, сбрасывая вековые традиции во вновь обретаемых техниках выразительности, но при этом сохраняя самость своего бытия и статус в социокультуре.

Все сказанное относится и к наиболее резкой смене событий, произошедших в искусстве в конце ХІХ – начале ХХ века, когда на мировую сцену вырвался авангард, охвативший все сферы художественного творчества: от живописи и архитектуры до литературы, музыки и театра. Здесь нет возможности детально анализировать все перипетии эстетических потрясений, совершенных творцами авангардистского искусства, равно как и давать им оценку, поскольку мэтры авангарда давно стали классиками. Дело в другом. В том, чтό на самом деле, кроме ошеломляющей новизны, извлек из недр художественной (и не только) истории указанный художественный взрыв.

На первый взгляд, неожиданно, но, скорее всего, вполне закономерно из глубинных слоев искусства поднялись на «поверхность» реликтовые связи, некогда существовавшие слитно, а впоследствии разъединенные в эволюциях художественного процесса. Пифагорейское единство музыки и математики обнаруживает себя в строгих закономерностях звуко-ритмических структур додекафонного письма. Собственно серия есть математическая единица музыкального логоса у Шенберга и Веберна. Пауза как фоновый реликт голоса, вплоть до опуса «абсолютного молчания» у Кейджа, вновь обретает принципиальную значимость и доминирует в драматургии формообразования.

Один из наиболее радикальных образцов авангарда в живописи, «Черный квадрат» Малевича, ставший своего рода декларацией чистой беспредметности нового искусства и до сих пор расцениваемый неоднозначно, невзирая на хрестоматийную известность, есть не что иное, как уход от конкретной осязаемой вещи и ее интерпретационно-ассоциативных потенций в метафизический тоннель абсолютной свободы воображения, начисто лишенный эстетического диктата художника по отношению к зрителю.

02 Окт 2017 в 14:04. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв