Просмотров 269

Романы Ф. Достоевского – это сама жизнь, потому что в них нет заранее определенного результата. Вот Алеша Карамазов – кем он станет за пределами романа Достоевского? Может быть, революционером, а может быть, в монастырь уйдет, в иноки подастся, – сам Достоевский не знает судьбы своего героя. Бахтин заимствует термин «полифония» из музыки и называет романы Достоевского полифоническими. Ученый говорит об эстетическом континууме романа, т. е. о пространственном, временном и смысловом единстве героя. В этом смысле автор является псевдонимом «Я», а герой – псевдонимом «Другого».

Таким образом, философия диалога М. Бахтина приводит нас в эстетическое пространство, где осуществляется диалог автора и героя. Мыслитель рассуждает о диалогичности художественного мышления и художественного образа мира, о внутренне диалогизированном мире; более того, диалогичной является сама природа человеческого сознания, природа человеческой жизни. «Жить – значит участвовать в диалоге: спрашивать, выслушивать, отвечать, соглашаться и т. п. Человек участвует в этом диалоге целиком и всей своей жизнью: глазами, устами, руками, душой, духом, всем телом, делами. Всякая мысль и каждая жизнь вливаются в поток бесконечного диалога» [1, с. 352]. Понимание, по его мнению, возникает там, где встречаются два сознания. Понимание вообще возможно при условии существования другого, понимающего сознания.

Интересным и плодотворным в познавательном смысле представляется утверждение Бахтина о том, что культура составляет как бы продолжение индивидуального сознания личности. И наоборот: личность создает и реализует себя только в рамках определенной культуры, ведь индивидуальное сознание является культурой, помещенной внутрь личности и там сконцентрированной. Отсюда зарождается идея диалога культур в философско-эстетической теории М. Бахтина. Культура, как и личность, представляет собой живую целостность. Культура, как и личность, осознает себя только в диалогическом взаимодействии. Каждая культура требует общения с чужой культурой, чтобы в ее глазах лучше разглядеть себя. Только во время такой встречи при уважении к чужеродности обеих культур можно познать «чуждую» культуру. Встречаясь друг с другом и познавая себя, единичные культуры создают цепь формирующейся всеобщей человеческой «большой» культуры.

Мысль Бахтина оказалась необычайно востребованной в XX веке, а его эстетическая теория стала основой для различных исследований в области современного искусства. Диалог является необходимым условием творчества и бытования различных видов и жанров искусства. Ведь, по сути, творческий процесс есть диалогическое взаимодействие автора с миром, автора со зрителем, автора со всей «большой» культурой. Целью подобного диалогического процесса является, во-первых, осознание своего места в мире; во-вторых, постижение своего внутреннего мира; в-третьих, выражение своего отношения к окружающему миру и людям; в-четвертых, формирование системы оценок и взглядов на окружающую действительность; в-пятых, создание своего неповторимого художественного мира. Таким образом, любой вид искусства есть диалогический континуум, в котором творческое сознание живет, созидает и конструирует иное бытие, отличное от реального.

18 Апр 2019 в 13:18. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв