Просмотров 96

Проанализируем теперь антропологическую составляющую музыкального бытия в древнекитайской культуре. Авторы «Люйши чуньцю» полагали, что мерой музыки является человек, мелодия рождается из человеческого сердца, а чувство, испытываемое им, колеблется (дан) в звуках музыки. Истоком мелодии является сердце человека, и каково сердце, такова и музыка. «Сила и слабость, достоинство и ничтожество, благородство правителя и подлость мелкого человека — все обретает форму-тело как мелодия, и в ней ничего не укроешь» [Там же, с. 68]. Секрет механизма воздействия музыки на человеческую душу – в «правильности» музыки, подобной «правильности» звучащих ветров, ее пространственно-временной организованности, геометричности. «Правильная» музыка была в той же мере проявлением упорядоченности времени и пространства, в какой им были «восемь ветров»: как их ориентированность и качество целиком определялись состоянием системы конфигурации космической энергии (солнца и луны), так качество музыки, ее гармоничность (хэ) полностью зависели от конфигурации высоких и низких, т. е. янных и иньных музыкальных тонов. Если на своем уровне музыка воспроизводила фундаментальные космические соотношения двух видов энергии, она была «правильной». Согласованием этих звукорядов утверждаются основы «правильной», «темперированной» музыки, понимаемой как пластическое выражение ритуала [Там же, с. 68]. Такая музыка есть, с точки зрения авторов «Люйши чуньцю», высшее выражение прекрасного. Ритуал и Красота, таким образом, оказываются тождественными в древнекитайской философии музыки, одно вне другого не мыслится, не реализуется и теоретически не признается. Отсюда можно сделать вывод, что философское осмысление музыкального бытия в китайской традиции неразрывно связано с осознанным упорядочением Космоса и Ритуалом, где человек является посредником и проводником бытийной энергии, выраженной в особых звуковысотных соотношениях.

Истоки философского осмысления музыкального бытия в индийской традиции, как одной из наиболее древнейших синкретических музыкальных традиций мира, связывают с Ведами, и в первую очередь с «Сама-ведой» (II тыс. до н. э.). «Сама-веда» прочно связывает истоки музыки с религиозно-магической практикой индуизма. Еще один памятник древнеиндийской культуры – трактат о театре, музыке и танце «Натья-шастра» (первые века н. э.). Этот источник демонстрирует философское знание, уже сложившееся ранее; кроме того, по «Натья-шастра» мы можем судить об уровне музыкальной образованности, индийцы обладали высокоразвитой музыкальной системой. Синкретизм философии искусства Древней Индии опирается на сложившиеся принципы связи музыки с танцем и драмой. Индийская классическая музыка стремится к монофонии, т. е. одноголосности. Основой музыкального языка являются сущностные образования, обусловливающие собственно музыкальный язык, рага и тала. Мелодические построения называются рага, ритмические – тала. Рассмотрим более подробно эти образования.

16 Июн 2020 в 10:04. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв