Просмотров 96

УДК 18.7.01.78

Е. А. Капичина

Данные истории, этнографии и антропологии указывают на то, что изначально музыка самым тесным образом была связана с философским осмыслением Космоса и его строения. Музыкальное как сущностное ядро музыки, как особый способ антропоморфного освоения мира определяет предпосылки и условия возникновения музыкальной коммуникации и языка как знаковой системы. Генезис языка как знаковой системы имеет обусловленность в природе самого человека. Человеческие ощущения, чувства, интуиция, переживания и т. д., одновременно даны каждому человеку в качестве способов взаимодействия человека с миром, и вместе с тем они имеют достаточно длительную родовую эволюцию.

В древних культурах музыкальный порядок ощущался человеком как инструмент для познания миропорядка, постижения его смысла и ценности, как средство преодоления хаоса. Практически во всех культурах музыкальные звукоряды представлялись некими кодами классификационных рядов Универсума. Всем известные семиступенные и пятиступенные звукоряды есть не что иное, как звуковысотная классификация семи астрологических планет и пяти первоэлементов. За каждым звуком звукоряда стоял целый ряд предметов и явлений, объединенных связью с этим звуком. В этот ряд помимо планет и первоэлементов могли входить минералы, растения, животные, времена суток, времена года, стороны света, цвета, части человеческого тела, внутренние органы и мн. др.

Таким образом, можно говорить о том, что уже в древних традициях, мифах, философских трактатах формировалась идея музыкальной структурированности мироздания, в которой музыкальный звукоряд выступал как первичный фактор упорядочения мира, как классификационный код, на основе которого выстраивались обширные классификационные таблицы. Именно поэтому практически во всех традиционных культурах древности различные понятия звукоряда и мелодической модели связаны с понятием порядка.

Смысловым центром в познании космического порядка служат понятия тотема и табу, в познании же музыкального порядка – понятие устоя. Еще в древней мифологии подчеркивалась значимость понятий тотема и табу, которые определяли порядок в природе и человеческом пространстве путем выделения в мире неких привилегированных зон, служащих человеку смысло-ценностным ориентиром. Устой как основа структурирования музыкального пространства вносил порядок в мир звуков путем выделения из всего доступного человеку звукового диапазона привилегированного высотного уровня, который служил смысловым стержнем. Вокруг этого смыслового стержня складывались определенные мелодические структуры. Обретение смыслового стержня, или устоя, давало возможность сформировать идею порядка из хаоса, осознать и постичь его суть. Привилегированный звуковысотный уровень, понимаемый как устой, становился основой образования членораздельного звукового пространства, образуемого различными звукорядами.

16 Июн 2020 в 10:04. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв