Просмотров 96

Раги («цвет, настроение») – это закрепленные традицией ладоритмические построения, основополагающие для классической индийской музыки. Если более широко охватить смысл данной категории, то можно говорить, что рага – это музыкально-эстетическая категория, включающая в себя правила и предписания для построения крупной музыкальной формы в рамках индийской классической музыки. Рага призвана передать горизонтальное движение музыкальных звуков, это мелодия, выстроенная в соответствии с классическим каноном. Европейскими языковыми средствами раги описываются как «мелодии», «интонации».

В процессе исполнения раги основная тема подвергается интенсивному интонационному развитию по принципу, аналогичному джазовой импровизации. Однако, в отличие от последней, рага – это не просто музыкальная тема, но и глубоко осмысленный философско-поэтический комплекс. Бывают самые разнообразные виды раг. Так, рага-васанта символизирует весну, рага-камала – лотос, рага-мегха – тучи, приносящие дождь, рага-шанти ассоциируется с состоянием покоя, рага-шрингара передает чувство любви, рага-хасья отождествляется с весельем и т. д. Исполнение различных раг всегда приурочивается ко времени суток или времени года (бывают мелодии утренние, вечерние, полуденные). Звукоряд индийской классической музыки существенно отличается от обычного для западноевропейской музыки деления октавы на 12 равных полутонов. Часто индийский звукоряд сводят к делению октавы на 22 неравные микрохроматические ступени – шрути.

В целом можно говорить о том, что рага с трудом поддается единому вербальному определению с точки зрения европейской традиции, она далеко не исчерпывается лишь указанием на используемый звукоряд. Каждая рага передает определенную эмоцию или настроение (раса) человека. Для каждой раги имеется целый свод специфических предписаний, регламентирующих ее звуковысотный состав, иерархию ладовых ступеней, особенности звукоизвлечения характерных тонов и их орнаментацию (гамакам), а кроме того, и специфические интонационные обороты, попевки (пакад).

Наиболее известной характеристикой раги является ее восходящий (ароха) и нисходящий (авароха) мелодические формульные обороты. При этом ароха и авароха определенной раги могут иметь различающееся количество ступеней. Таким образом, с точки зрения философии музыки следует отметить, что индийская рага является онтологическим основанием той звуковысотной организации членораздельного звукового пространства индийской музыки, что непосредственно вырастает из праисторической человеческой эмоции. Каждая рага обладает антропологической родовой всеобщностью, универсальной устойчивостью и узнаваемостью, является одновременно символом упорядочения Универсума и символом человеческой эмоции.

16 Июн 2020 в 10:04. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв