Просмотров 61

Сегодня, когда культура проходит этап духовного возрождения, как никогда необходимо создание той самой атмосферы, которая послужит возрождению старых и возникновению новых путей в современном конфессиональном искусстве. Особое внимание хотелось бы уделить православному иконописному искусству. Икона раскрывает человеку божественный мир через свою символичность и образность. Будучи духовным феноменом, она всегда привлекала внимание не только в православном и католическом мире, но и в протестантском. Иконография является тем откровением, которое так необходимо человеку в современном религиозном мире. Поиск красоты всегда остается одной из главных задач культурной антропологии. Христоцентричность человеческого духовного преображения всегда основана на уподоблении Христу. Находясь на грани между божественным миром и природным, человек воспринимает образ, и от этого зависит его устремленность — вверх или вниз. Общество культурной эпохи Нового времени, к сожалению, не прославило Бога, хотя и познало его. Рассматривая человеческую деятельность через призму христианской антропологии, можно прийти к выводу, что в некоторой мере она иконологична. Через иконописное мастерство человек прозревает образ Господа Бога, а икона, в свою очередь, указывает ему на сокрытость такого образа в нем. Через иконописный образ Бог смотрит на человека, а тот, в свою очередь, вглядывается в Его лик. Безусловно, икона занимает сакральное место в системе христианской культуры, однако мы не рассматриваем ее исключительно как произведение искусства. Через молитвенный акт созерцания иконы духовность человека, его внутренний мир растет, а внешний умаляется, что позволяет ему постичь красоту смысла. Эта взаимообусловленность не дает возможности иконописи стать «искусством для искусства». В связи с этим икону можно рассматривать как окно в духовный мир.

Сравним процесс созерцания иконы с тем, как пересыпается песок в песочных часах. Непорочность и безгрешность человека может открыть для него в иконе намного больше смысла, изменяя тем самым его внутренний мир. Именно поэтому для христианства ценна целомудренность человека, единство его тела, души и духа. Образ в иконе — это самое главное. Иконописец пишет в первую очередь то, что относится к личности: лик, глаза, а также руки. Следует отметить, что образ рук как элемент иконографии несет в себе информацию о человеке. Тела отражают одухотворенность человека и его внутреннее преображение. При подчеркивании ключевой роли данного элемента делается акцент на человеческом достоинстве. Основная цель христианства — достичь преображения человека, так как он призван хранить в себе образ Бога. Если мы обратимся к наследию древнего иконописного мастерства, то увидим, что в иконе практических нет таких элементов, которые бы не имели значения.

Памятники иконописи древнего Пскова позволяют нам увидеть, как меняется представление о древнерусской живописи. Живопись Пскова второй половины ХIV столетия отказывается от западных традиций и гармонично проникает в восточно-христианское искусство. Этому способствует то обстоятельство, что в атмосфере исихастских споров происходит формирование основополагающих начал восточного мировоззрения.

12 Июл 2021 в 13:07. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв