Просмотров 93

УДК 18.7.01.78

Е. А. Капичина

 

Ситуация с современным искусством начиная с XX века напоминает улыбку Чеширского Кота из сказки Льюиса Кэрролла: Кот исчез, а улыбка висит в воздухе, и непонятно, есть она или чудится. Так и с современным искусством: совсем непонятно, есть оно или просто нам чудится. Непосвященному человеку совершенно непонятно, каковы критерии современного искусства, понятно лишь то, что художественные и эстетические ценности в привычном значении перестали быть приоритетами художественного творчества. Искусство перестало быть квинтэссенцией духовной культуры общества. А информатизация и технизация современной культуры изменили творческие методы до неузнаваемости. Технологические и интеллектуальные эксперименты современного искусства привели к тому, что зритель потерял всяческие критерии оценивания этого творчества.

Человек в мире современного искусства потерял опору и смысл, потерял сам себя. Изгнание человека и в целом человеческого начала из художественного пространства современного искусства породило нечто Иное. Как искусство прошло путь от «Герники» П. Пикассо до «Дневников собачьей жизни» Вали Экспорт? Чтобы понять, почему происходят подобные процессы в области художественно-эстетической действительности, проанализируем генезис современного искусства, основные тенденции и место человека в современном художественном процессе. Кроме того, выделим наиболее яркие авторские техники и проекты, характеризующие современные тенденции визуально-изобразительного искусства. Но начнем с теоретических определений современного искусства.

Современное искусство – это сфера художественной деятельности, проецирующая современный тип мироотношения человека, живущего здесь и сейчас, в нашей культуре, со всеми ее специфическими особенностями. Это мировоззрение выражается в форме продуцирования чистых эстетических идей, не всегда понятных широкой публике. Поэтому в первую очередь следует подчеркнуть элитарный характер современного искусства. Элитарно-концептуальное искусство – это совокупность современных арт-практик и направлений, художественных объединений и индивидуальных авторских проектов, которые акцентируют внимание на идее, концепте, смысле своих творческих поисков, отрицая формальную фигуративность и изобразительность. По большому счету все авангардное искусство уже было элитарно-концептуальным, поскольку ломало традиционные и общепринятые рамки понимания искусства. Это искусство а priori не может быть массовым и доступным широкому зрителю. 

12 Июл 2021 в 13:09. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgaki

Вы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.

Ваш отзыв