Просмотров 91
Характерными особенностями современных художественных практик периода постмодерна являются: плюрализм и отказ от любых канонов; откровенное цитирование и заимствование; концептуализация любых жестов художника; множественность интерпретаций; многоуровневость восприятия; отказ от мимесиса и изобразительности; эксперимент с новыми формами; создание иллюзии «игры в реальность»; ирония, пастиш, черный юмор и эпатажность творческих проектов; наконец, «смерть автора» и утрата своего «Я». Это наиболее существенные черты современного художественного процесса, выраженного уже не в привычной форме «произведения искусства», а в неких арт-проектах, арт-практиках и инсталляциях, перформансах и хэппенингах. Почему все это происходит с человеком в мире современного искусства?
В современной культуре постмодерна действительность сводится к поверхностности и телесности. Постмодернизм а priori вторичен, он не располагает собственным материалом, лишен собственной субстанции и может предъявлять только то, что-есть или что-было-в-наличии. Постмодернизм ‒ это не какой-то уникальный материал, стиль или язык, это некие симулякры языка, симулякры стиля или символики, имитирующие ранее существовавшие человеческие смысло-ценности. Поэтому современное искусство является лишь зеркальным отражением социокультурного бытия человека, его культуры и ценностей, того мира, который продуцирует человек, и обвинять художников в потере классических ориентиров – совершенно беспочвенная позиция. Изменился мир, изменилось и искусство, отражающее его. Каждый художник высвечивает профиль своей эпохи.
Василий Кандинский утверждал: «Всякое произведение искусства есть дитя своего времени, часто оно и мать наших чувств», и далее: «Каждый культурный период создает свое собственное искусство, которое не может быть повторено» [1, с. 9]. Каждый период истории культуры создает свое искусство, в котором концентрированно собраны все ценности эпохи, ценности человеческого бытия определенного времени. Искусство как зеркало эпохи отражает мир человека и его культуру. Сегодня, когда культура претерпевает кризис духовно-нравственных ценностей, художественные практики являются проекцией того кризиса, который поразил и социальную и нравственную сферы человека.
Начиная со второй половины XIX века философия стремилась изгнать метафизику из культурного пространства и поставить на ее место прагматизм, позитивизм, сциентизм, в которых культивируются материально-технические, научные ценности, в которых нет места человеку с его душой и чувствами. Чего стоит заявление Ф. Ницше о смерти Бога, нигилизм всех традиционных ценностей и смыслов? А низведение А. Бергсоном интеллекта до прикладной функции человеческого мозга, не способной постичь мир в его целостности? Декадентские настроения безнадежности и неприятия культуры и жизни породили бунтарский протест авангарда и модернизма начала ХХ века. Именно в авангардном искусстве были заложены генетические предпосылки современного искусства.
12 Июл 2021 в 13:09. В рубриках: Социум. Автор: admin_lgakiВы можете оставить свой отзыв или трекбек со своего сайта.